Вес лодки казанка с булями
Казанка М
Казанка М отличается от своей предшественницы булями, прикрепленными к бортам. Остроскулые обводы и легкость выхода в глисс делают ее надежной и предсказуемой в управлении.Прогулочный катер подойдет для туристических походов, водных прогулок, служебных целей, охоты и ловли рыбы. Допустимые акватории для эксплуатации — реки разной полноводности, озера и водохранилища в пределах 1500 м от берега.По сравнению с предыдущей версией, модель имеет улучшенные скоростные качества и подходит под подвесной двигатель любой марки мощностью до 25 л. с.
Достоинства
- Остойчивость
- Неприхотливость в уходе и эксплуатации
- Невысокая стоимость
- Простота в управлении
Недостатки
- Средняя скорость
- Низкий уровень комфортабельности
- Непродуманное строение транца
Фото лодки Казанка М:
История и цели создания
В 1955 году авиационным заводом имени Горбунова С. П. было налажено изготовление первых дюралюминиевых моторок. В то время это был самый надежный материал для речного и мореходного транспорта, который отличался долговечностью, прочностью, а также не боялся коррозии. Данная модель стала настолько востребованной, что до 1965 года была единственной в промышленном масштабе.
Производители приняли решение продолжить успех и разработали лодку под названием Казанка М. Конструкторы учли прошлые ошибки: низкий уровень непотопляемости, отсутствие рецесса, сильные перегрузки. Изменения, в основном, касаются повышения ее остойчивости путем изменения габаритов и иным распределением отсеков плавучести, а также увеличением ширины корпуса при помощи клиновидных герметичных наделок.
В конце 1960-х годов на Черноморском судостроительном заводе, усилиями Менькова Г. Г. и команды любителей–единомышленников, была создана «Южанка», практически полностью повторяющая строение второй казанской версии. Основные данные обоих мотоботов почти одинаковы, за что их в народе называют близнецами.
В целом, новая версия оказалась более удачной, чем предыдущая. Но прогресс не стоял на месте, и в 1969 году обществу была представлена третья модификация, а за ней другие. После 28 лет непрерывного производства было выпущено более 200 тысяч единиц. В 1978 году завод окончательно закрыл серию.
Видео лодки Казанка М:
Таблица характеристик
Внешний вид и особенности конструкции
Материал цельнометаллического корпуса Д1. Пластины обшивки соединены между собой посредством заклепок. Материал имеет отличную износоустойчивость, но теряет свои свойства при электрической или аргоновой сварке. Поэтому, допустимо только приклепывание накладок на проблемные места.
Дно слабое и от ударов о воду на скорости изнашивается, заклепки стачиваются или ослабляются. Специалисты настоятельно рекомендуют перед каждой поездкой осматривать эти места и устранять погрешности. Уплотнительная тиоколовая лента выполняет роль надежного герметика. Толщина обшивки плоского днища варьируется от 1,5 до 1,8 мм, палубы и борта — 1 мм.
Модификация мотолодки «Казанка МД» отличается от «М» наличием дистанционного управления лодочным мотором.
Технические характеристики слегка изменены: длина осталась той же, а ширину наибольшую 1,24 м инженеры заменили на 1,6 м. Это способствует повышению устойчивости на воде и делает внутреннее пространство более комфортным. Пассажиры размещаются на двух комфортных диванах, а водитель на кормовой (или передней — смотря где руль) банке.
К положительным нюансам конструкции можно отнести простоту ее строения. Корпусные составляющие представляют собой смешанную систему из фальшборта, шпангоутов и продольных стрингеров. Форпик запалублен, состоит из следующий частей, разделенных между собой водонепроницаемой перегородкой:
- багажный отдел, расположенный между 2 и 3 шпангоутами, предназначенный для хранения инструментов и личных вещей
- заполненный воздухом передний закрытый рундук с люком для внутреннего осмотра
Кокпит открытый, багажная часть отделена от рабочей форпиковой переборкой с запирающейся дверцей. Помимо переднего гермоотсека, между 6 и 7 шпангоутами, встроены 2 воздушных бачка. На бортах присоединены специальные герметичные наделки из Д16, заполненные пенополистиролом. Они необходимы для увеличения поперечной устойчивости и непотопляемости.
Транец не имеет самоотливного рецесса. На полном ходу брызги накапливаются в его полости, поэтому разработчики предусмотрели сливной узел. Для защиты обитателей моторки от ветра и воды установлено ветровое стекло. Две ручки со стороны кормы и одна на носу позволяют удобно осуществлять транспортировку.
Схема
Оборудование и комплектация
Вместе с лодкой покупатель приобретал:
- инструкцию по эксплуатации
- 5 шт. деревянных сланей
- 2 весла и уключины к ним
- заднюю банку
- ремонтный набор, в который входили: пластина из дюралюминия, тиоколовая уплотнительная лента, 60 клепок диаметром 3,5 мм, 10 болтов, 20 гаек и 10 шайб.
Комплект ветрового стекла включал в себя:
- 2 боковых кронштейна и один средний
- крепления стекол кронштейнов (8 и 12 шт.) и палубного профиля 12 шт.
- 18 резиновых трубок
- 6 резиновых прокладок
Обитаемость
Казанка М с булями стала шире и удобней. Хотя деревянные диваны для пассажиров так и остались жесткими и стационарными. Это затрудняет ночевку в кокпите, так как длины сиденья не хватает того, чтобы на нем лежал взрослый человек. Улучшить внутренние размеры лодки можно, переоборудовав банки на съемные, задействовав замки патефонного типа и застелив пол фанерой. Также мастера делают сидячие места, которые раскладываются в спальное место.
Отдел для сохранности личного багажа находится перед мотористом, в шаговой доступности. В последующих моделях инженеры продумали наличие ящиков для снаряжения. Ветрозащитное стекло из плексигласа не имеет калитки, состоит из двух частей и оберегает сидящих спереди людей от разбрызгивающейся воды и порывов ветра. В прилагаемой к судну инструкции определялся такой порядок сборки:
- снять болты с профилей на палубе
- монтировать кронштейны
- вставить в них стекла и проложить по плоскости разъема тиоколовые прокладки
- совместить все отверстия
- сверху стыка двух половин установить накладку
- на болты надеть резиновые трубочки, установить, предварительно затянуть
- проверить надежность прилегания стекол и окончательно затянуть
Перевозка лодки
Казанка М с присоединенными булями имеет длину более 4 метров. Для транспортировки необходим лодочный прицеп. Облегчить данный процесс могут удобные ручки по обеим сторонам кормы и в носовой части. Они выдерживают буксировку, переноску или швартовку.
Тент в комплект не входит, его нужно было или покупать, или шить самостоятельно. Ткань должна соответствовать ряду условий:
- водонепроницаемость
- отталкивание пыли и грязи
- прочность
- устойчивость к ультрафиолетовому воздействию
Для установки тента необходимо подготовить надежное крепление. Это может быть конструкция из съемных дуг, не связанных между собой, либо складной каркас. На некоторых катерах в профиле лобового стекла просверливаются отверстия для присоединения тента на шнуровку.
Непотопляемость
Казанка М с двумя булями отличается гораздо большей степенью остойчивости от предшественницы, лодки Казанка. Инженеры компенсировали недостаточную ширину мотобота установкой клиновидных водонепроницаемых наделок: родные были дюралевыми, общий их объем составлял 52 л. Дополнительно можно было приобрести алюминиево–магниевые, заводского изготовления. Они становились дополнительными подушками и облегчали осадку. Действующая линия булей приподнималась над ходовой ватерлинией, во время поворота они не давали плавсредству крениться больше положенного. Со стороны кормы мотобот увеличивался на 40 см, что уменьшало риск переворачивания и затопления.
В носовой части располагается водо– и воздухонепроницаемый отсек непотопляемости, вторая перегородка надежно отделяет его от багажного отделения и закрывает собой от механических ударов из кокпита. Место соединения бортовой и днищевой обшивки не имеет брызгоотбойника, вырывающиеся из–под низа судна потоки заливают транец и нарушают гидродинамические силы. Установленный шпигат не дает сильно скапливаться жидкости. Но, если он не помогает, нужно как можно скорее вытащить моторку на берег и избавиться от воды.
Ходовые качества
Судно отличается способностью быстро выходить в глисс. Чтобы мотосудно не замедлялось и не захлестывалось водой, нельзя перегружать кормовую часть кокпита, размещая вес не более 150 кг. Скорость хода снижает расположение 2 человек или тяжелых предметов возле мотора.Плоское дно без реданов испытывает перегрузки, приводящие к жесткому ходу плавсредства. При полной комплектации глиссер не чувствителен к изменению количества пассажиров.
Заливание подмоторной ниши вследствие ее непродуманного строения не только затрудняет движение, но может привести к оверкилю. Большинство обладателей данной модели переделывает транец на самоотливной, улучшая тем самым ходовые качества.
Характеристики лодки «Казанка-М»
Моторная лодка “Казанка” была продолжительное время (с 1955 по 1978 года) единственной мотолодкой, которая выпускалась массово в торговую сеть. На момент завершения производства, было продано свыше 200 тысяч экземпляров.
Основными недостатками, которые послужили причиной для снятия “Казанки” с производства, являлись малая остойчивость, неверное распределение отсеков, которые обеспечивали судну непотопляемость, а также отсутствие рецесса. Кроме того, при глиссировании на волнении с высотой волны более 30 см, мотолодка испытывала значительные перегрузки, возникавшие на плоском днище. Данные изъяны стали наиболее ощутимы после распространения ПЛМ “Вихрь” мощностью 20-25 лошадиных сил, под которыми “Казанки” нередко опрокидывались, а их корпус терял герметичность. Также стык обшивки днища и бортов был сделан без формирования брызгоотбойника, потому данная модель значительно забрызгивалась в ветреную погоду. К тому же конструкция мотолодки “Казанка” не имела подмоторной ниши, что нередко приводило к заливанию водой. А попытки эксплуатации этого плавсредства в открытых водоемах, например, в море, часто приводили к несчастным случаям.
Тем не менее, модель имела и ряд достоинств, к которым можно отнести простоту ее устройства и оборудования, что наделяло ее относительно невысокой стоимостью и неприхотливостью в использовании. Важным качествами мотолодки “Казанка” являются низкая осадка и свободный выход на глиссирование даже при значительной загрузке и при маломощном моторе. В настоящий момент можно считать возможным эксплуатацию старой модели “Казанка” (без обустройства бортовых наделок) с ПЛМ мощностью до 15 лошадиных сил. Однако, несмотря на вышеперечисленные минусы, мотолодка “Казанка” обладает своей “изюминкой”, поэтому пользуется особой популярностью на небольших реках.
Как правило, доработка, которую выполняют владельцы лодки, в основном касается повышения ее качества мореходности (монтаж фальшборта в корме или наделок-булей), а также комфортабельности судна (обустройство полурубок, установка современного оборудования). Кроме того, существует немало модификаций “Казанок” с установленными водометными установками и так далее.
Мотолодка “Казанка-М” отличается от предшественницы бортовыми булями, которые приклепаны в корме. Були обладают герметичностью и объемом 52 литра, при этом увеличивают суммарную ширину мотолодки на 4 см и обеспечивают непотопляемость судну, поскольку являются дополнительными отсеками. Були, как правило, на большинстве моделей заполнялись пенополистиролом.
Изготовление корпуса мотолодка “Казанка-М” осуществляется с использование дюралюминия клепаной конструкции, при этом сочетается с системой набора, который состоит из продольных ребер жесткости, а также двух переборок и шпангоутов. Обшивка днища равна 1,6 мм, толщина палубы и бортов – 1мм. Герметичность отсека непотопляемости обеспечивает водонепроницаемая переборка форпика. Вторая переборка является запираемой и служит в качестве багажника для вещей и снаряжения.
В комплектацию моторной лодки “Казанка-М” входило ветровое стекло и жесткие сиденья со спинками, а также веслами с уключинами. Кроме того, отдельные модификации мотолодки дополнительно комплектовались дистанционными органами управления мотором и тентом.
Эксплуатация моторной лодки “Казанка-М” допускает полутора километровое удаление от берега и волнение, не превышающее 2-х баллов. Предельная скорость под мотором «Вихрь» приблизительно равна 40 км/ч, с максимальной загрузкой — 30 км/ч.
Лодка Казанка ее характеристики и модификации
Лодка Казанка ( Метла )– это серия моторных суден, которые выпускались еще при Советском Союзе на территории авиазавода имени С. П. Горбунова, начиная с 1955 года. Среди основных и самых популярных моделей моторных лодок следует назвать такие:
- «Казанка»;
- «Казанка-М, или второе название Южанка»;
- «Казанка-2»;
- «Казанка-5»;
- «Казанка-5М».
Именно эта лодка стала первым маломерным судном, которое начало выпускаться серийно.
История лодки «Казанка»
Несмотря на то, что первые лодки этой серии сошли с конвейера в 1955 году, они пользуются высоким спросом среди рыбаков и водномоторников и по сей день. Их популярность обуславливается практичностью и надежностью, но не менее главная их ценность состоит в том, что благодаря дополнительным аксессуарам можно сделать первоклассный тюнинг старых моделей маломерных суден и превратить лодку в удобное, стильное и комфортное средство перемещения по воде.
Изначально для изготовления лодок инженеры и конструкторы использовали дюралюминий. Этот материал отличается небольшим весом, но вместе с тем он не ржавеет и имеет продолжительный эксплуатационный срок, поэтому его активно используют в авиации и космонавтике. Дюралюминий – это сплав меди и алюминия с добавлением марганца.
Чем отличается «Казанка» от «Казанки-М» и «Южанки»?
Мотолодка «Казанка-М» («Южанка») от предыдущей модели отличается бортовыми булями, которые находятся в кормовой части лодки. Були имеют четкую геометрию и объем в 52 литра. Они увеличивают длину плавательного средства на 400 мм и дополнительно выполняют роль отсеков плавучести, благодаря которым судно становится непотопляемым. На предыдущих моделях маломерных суден серии «Казанка» були заполнялись легким пенополистиролом.
Корпус «Южанки» также выполнялся из прочного и износоустойчивого дюралюминия. Он состоял из таких элементов:
- продольно расположенных ребер жесткости;
- шпангоутов;
- двух переборок.
Толщина дна лодки варьируется от 1,5 до 1,8 мм, а толщина палубы и бортов составляет 1 мм. Лодка имеет герметичный отсек, который оснащается водонепроницаемой форпиковой переборкой. Также имеется багажное отделение для походного снаряжения. В связи с тем, что отечественные мотолодки оснащались жесткими сиденьями со спинками, в современные дни для большего комфорта владельцы лодок нередко дополнительно покупают комплект мягких накладок на сидение Казанка. Большой выбор аксессуаров для тюнинга и модернизации мотолодок этой серии предлагает наш сайт, на котором можно недорого купить тенты ходовые, сиденья, кресла и многое другое.
Эксплуатировать лодки «Южанка» можно на расстоянии от берега не больше 1500 м при волнении не выше 2 баллов. Если оснастить лодку мотором «Вихрь», то она сможет развить скорость до 40 км/ч. С полной загрузкой скорость лодки составит 30 км/ч. Лодки, оснащенные двигателем «Москва» мощностью на 10 лошадиных сил, развивают скорость 25 км/ ч при полной загрузке 12 км/ч.
Лодка Казанка-2М
Моторная лодка «Казанка» выпускалась до 1978 года, но ей на смену все же пришла новая модификация «Казанка-2М», которая стала самой большой лодкой в СССР, изготовленной из дюраля. По своим размерам она намного превосходила первую модель лодки. В длину она занимала 5 м, поэтому стала самой длиной рыбацкой лодкой в СССР.
К отличительным особенностям лодки «Казанка-2М» можно отнести:
- она вмещает в себя 6 человек, в то время как обычные рыбацкие лодки, выпускаемые в то время, могли поместить на своем борту не больше 5 человек;
- оснащается мотором на 50 лошадиных сил;
- развивает скорость около 28 км в час, причем при полной загрузке;
- в ширину лодка занимает 1,6 м;
- для снаряжения имеются отдельные ящики.
Это далеко не все особенности мотолодки. Ко всему прочему она имеет изогнутую форму корпуса, позволят установить мотор от легкового автомобиля, а также избавлена от выносного транца, который был у предшественницы.
Плавательные судна этой серии можно было встретить практически на всех реках Советского Союза, но, несмотря на то, что с момента их производства прошло несколько десятков лет, они по-прежнему используются для туристических целей, организации семейных морских путешествий и рыбалки. Среди заядлых водномоторников, считаются одними из лучших отечественных рыболовецких суден.
Недостатки лодки «Казанка-2М»
К недостаткам этой модификации отечественных «Казанок» относят закрученные обводы и небольшой ходовой дифферент. Также возникают сложности при перемещении по воде, из-за сильного водного сопротивления. Если сравнивать эту лодку с последующей моделью 5М3, то следует отметить, что она имеет усиленный корпус и оснащается мотором в 60 л/с.
Лодка «Казанка-5»
На смену устаревшей модели «2М» стали производить новую мотолодку «Казанка-5», которая практически по всем показателям превосходила свою предшественницу. Маломерное судно было спроектировано с учетом повышенного уровня комфорта и с более высоким коэффициентом мореходности. При этом мощность моторов была ограничена. По сравнению с этой моделью мотолодок «Казанка-5М» оснащалась выносным транцем, рассчитанным на два мотора подвесного типа.
К отличительным особенностям данной модификации маломерного судна относят вогнуто-килевые обводы, благодаря которым лодка набирает большую скорость, а также может похвастаться отличной маневренностью, правда ею должен управлять только опытный водномоторник. По словам неопытных пользователей, при неумелом управлении она часто зарываться краями кормовой части в воду при повороте. Були снижают это зарывание, выталкивают корму.
Достаточно длительное время «Казанками-5» управляли только профессиональные рыбаки и водномоторники, которые знали, сколько и когда нужно добавить газу, а когда уменьшить подачу топлива.
Огромным минусом лодки этой модификации считается слабое дно, которое через 5-10 лет портится и начинает протекать. По этой причине стали выпускать новые лодки – 5М2, 5М3 и 5М4, причем каждая из них имеет своим преимущества и недостатки.
А также на опыте нашей компании Тент Плюс обнаруженно что пенопласт который находится в булях гидроскопичен(т.е. впитывает влагу) за годы эксплуатации набирает вес, тем самым утежеляет були и теряется их свойство плавчусти, мы рекомендуем заменить пенапласт на не гидроскопичный материал.
Мотолодки «Казанка-5М2» и «Казанка-5М3»
Это новые модели маломерных суден серии «Казанка», которые имеют вес в 190 кг и могут дополнительно оснащаться различными аксессуарами для увеличения комфорта, повышения скорости и маневренности. Так, лодка 5М2 позволяет устанавливать на нее мотор мощностью в 55 лошадиных сил, а модель 5М3 можно оснастить двигателем в 60 лошадиных сил. По этой причине скорость новых лодок резко возросла, а 5М3 сразу же пришлась по душе не только заядлым рыбакам, но и любителям речных прогулок.
Производством этих лодок конструкторы и инженеры КАПО занялись после того, как водномоторники выразили свое недовольство предыдущими модификациями. В ходе доработок лодку 5М2 оснастили подмоторным рецессором, а также немного изменили планировку кокпита, форму ветрового стекла и прочее. Данная модификация выпускалась с 1978 года до конца девяностых.
Как это неудивительно, но главным минусом лодки стали ее фирменные обводы, которые, как и у предыдущих моделей, были закрученными. В дождливую погоду во время путешествий по реке нос лодки сильно врезался в воду, из-за чего люди страдали от брызг, при этом заметно снижалась скорость судна. В то же время в тихую погоду перемещение по воде также было затруднено. Из-за небольшого ходового дифферента влажная поверхность корпуса лодки становилась большой, в результате чего увеличивалось сопротивление. Если говорить о мотолодке «5М3», то она имела подкрепленный корпус и увеличенную мощность силового агрегата.
«Казанка» серии М: модели 5М4 и 5М7
Впервые лодку модели 5М4 выпустили в 80-х годах прошлого столетия. Ее основные характеристики стали такими:
- выпукло-килеватые обводы;
- увеличенная носовая часть;
- плавные скуловые части;
- увеличенная до 8,5 градусов килеватость;
- лучшие ходовые качества.
Плюс ко всему, лодка стала быстрее и вместительнее: в ней может поместиться до пяти человек.
Характеристики лодки 5М7
Моторное судно модификации 5М7 создано для более широкого круга пользователей. Лодка может свободно перемещаться по озерам, рекам и даже морям. На ней можно отплывать от берега на 3 км.
Она подходит для таких целей:
- рыбалки;
- активного отдыха вместе со своей семьей;
- охоты.
По сравнению с другими «Казанками» модель 5М7 имеет вкладыш из стеклопакета, который используется вместо верхней части судна, выполненной из дюраля. Теперь данная часть имеет чашевидную форму и монтируется в днище, за счет чего плавательное средство выглядит более солидно и модно, при этом привлекательнее стал и кокпит.
Модификация «Казанки» доступна для потребителей в трех исполнениях:
Мотолодка «Казанка-2»
Выпуск этой модели мотолодок связан с требованием водномоторников и рыбаков, которые хотели видеть принципиально новую лодку. Так, в 1970-х годах появилась «Казанка-2» , которая рассчитана на мотор в 50 л/с. В длину эта лодка, как и «2М», составляет 5 метров и вмещает в себя 6 человек.
К преимуществам маломерного судна можно отнести улучшенную мореходность, поэтому прокатиться по морю на судне можно на ней, как говорится, с ветерком. Благодаря усовершенствованиям лодка выдерживает высоту волны до 1,25 метров. Именно на этой модели конструкторы КАПО впервые использовали свои фирменные обводы изогнуто-килеватого исполнения. Они были позаимствованы у торпедных катеров, которые выпускались задолго до войны.
«Казанка 6М»: особенности лодки
Это последнее обновление в семействе «Казанок», которое выпустили в 1990 году. Лодка 6М – это настоящий шедевр от казанского завода, которая получила совершенно новые технические данные. Несмотря на то, что на ней категорически нельзя выходить в море и плавать при высоте волны больше 20 см, она имеет ряд неоспоримых достоинств. Вес лодки составляет всего 82 кг, в то время как предыдущие модификации весили 190 кг, за исключением «Казанки-2М» массой в 220 кг.
К плюсам мотосудна 6М относят:
- маневренность за счет легкости;
- устойчивость на спокойной воде;
- послушность (лодкой легко и приятно управлять);
- совершенно плоское дно.
Современные возможности и совершенствования лодок «Казанка»
Для того чтобы сделать отечественную лодку серии «Казанка» более комфортной, безопасной и удобной для эксплуатации, наша компания предлагает купить дополнительные элементы тюнинга, к которым относят:
Каждый из представленных элементов имеет свои достоинства и предоставляет уникальную возможность превратить старую модель лодки в современное плавательное средство, которое можно использовать для морских и речных путешествий, для охоты, семейных прогулок и рыбалки.
Например, лобовое стекло с калиткой на моторную лодку модификации 5М4 служит для защиты пассажиров от встречного ветра и брызг воды. Такое стекло позволит выходить на нос лодки и любоваться открывающимся видом на морскую или речную гладь. Также у нас представлен богатый ассортимент ходовых тентов, которые могут частично или полностью закрывать лодку. Благодаря этому в ней можно оставаться и ночью.
Моторная лодка Казанка
Перемещаться по водной поверхности в целях небольшого путешествия или рыбалки принято на обычных моторных лодках. Это универсальное плавательное средство для одного, двух или трех человек, позволяющее довольно быстро перемещаться по поверхности воды. На сегодняшний день продукция такого типа является необычайно востребованной на рынке. Одной из наиболее распространенных серий является «Казанка». Лодки «Казанка» представлены множеством вариаций, различающихся техническими характеристиками.
Стоит отметить, что сегодня на рынке можно найти большое количество поддельной и некачественной продукции, которая поставит под угрозу как успешность плавания, так и безопасность пассажиров. Так что при покупке лучше отдавать предпочтение проверенным поставщикам. Лодка «Казанка-М»
Основные характеристики лодки «Казанка»
Это транспортное средство кратко можно охарактеризовать следующим образом:
- может вмещать до четырехсот килограмм, что эквивалентно четырем пассажирам с экипировкой для рыбалки;
- может уходить в море не дальше чем на полтора километра и только в спокойную погоду;
- довольно неустойчива на воде ввиду не особенно рационального размещения перегородок между отсеками;
- обладает низкой осадкой, что способствует успешному глиссированию;
- обладает высокой маневренностью, что особенно ценится при передвижении по небольшим рекам;
- корпус герметичен и изготовлен из дюралюминия;
- максимальная скорость, которую может развивать лодка – 40 километров в час. При установке более мощного мотора все равно не рекомендуется развивать более высокую скорость для сохранения герметичности.
Лодка «Казанка 1»
Технические характеристики лодки «Казанка-М»
Изменения, которые стали особенностью этой модификации, можно представить в виде такого перечня:
- добавились кормовые були – для обеспечения лучшей плавучести и устойчивости на воде;
- добавилось ветровое стекло;
- установлены жесткие сиденья;
- была устранена подмоторная ниша, что исключило частый залив мотора водой;
- увеличилась ширина лодки;
- немного повысилась грузоподъемность, однако пассажировместимость осталась прежней.
Характеристики лодки «Казанка-М»
Технические характеристики лодки «Казанка-2»
«Казанка-2» стала довольно серьезной модификацией, и отличается такими характеристиками:
- может перевозить до восьми человек;
- может перемещаться по воде при волнении в три балла;
- существенно доработаны все ходовые детали лодки. Она способна перемещаться с мотором мощностью в полсотни лошадиных сил;
- корпус изготовлен из дюралюминия;
Эта модель предназначена для более серьезных прогулок по воде и может выходить в море дальше, чем предыдущие модификации.
Технические характеристики лодки «Казанка-2М»
По сравнению с «Казанкой-2», эта лодка обладает еще большей маневренностью и еще большей грузоподъемностью. Тем ни менее ее изначальная пассажировместимость сохранилась на том же уровне. У лодки отсутствует встроенный двигатель, а перемещаться она может как за счет работы моторов, так и за счет весел. В сухом виде лодка весит две с половиной сотни килограмм. Моторная лодка «Казанка 2М»
Технические характеристики лодки «Казанка-5»
«Казанка-5» стала вторым крупным обновлением дизайна и технических характеристик лодки. Вот основные показатели:
- рассчитана на четырех человек с полной экипировкой;
- корпус изготовлен из усиленного дюралюминиевого сплава, что обеспечивает высокую прочность и герметичность. Все отзывы об использовании этой лодки в тяжелых погодных условиях являются положительными, что говорит об универсальности;
- конструкция предполагает наличие мягких складных сидений;
- может быть установлен мотор мощностью до 30 лошадиных сил;
- обладает низкой осадкой, а потому может без труда маневрировать даже по мелким и небольшим по размеру водоемам;
- характеризуется высоким уровнем сопротивления коррозии, что подтвердили многочисленные владельцы.
Лодки «Казанка-5М» и другие модификации
Стоит отметить, что эта модель лодки была модернизирована множество раз. Модификации получили названия «Казанка-5М», «Казанка-5М2», «Казанка-5М3», «Казанка-5М4», «Казанка-5М7». Они сохранили все базовые характеристики лодки, однако в них может варьироваться размер и возможность ставить мотор большей мощности (до полусотни лошадиных сил).
Технические характеристики лодки «Казанка-6»
Лодки «Казанка-6» и «Казанка-6М» принципиально отличаются от всех описанных выше моделей. Они максимально просты и вместительны. В них может уместиться до трех человек, что эквивалентно трем сотням килограммов. Лодки характеризуются максимально низкой осадкой, однако могут использоваться только в относительно спокойную погоду. Как правило, используются для передвижения на небольших озерах и речках. Сухой вес таких лодок очень мал – до сотни килограммов. В большинстве случаев используются для перемещения на весельном ходу. Лодки отличаются максимальной простотой в использовании и высокими антикоррозийными качествами.
Технические характеристики моторных лодок серии «Казанка»
Пожалуй, самой популярной серией плавательных средств, выпускающихся в Советском Союзе, была моторная лодка «Казанка». Её можно было встретить практически на всех судоходных реках страны. За всё время производства судно не раз претерпевало модернизацию, повышающую мореходность и комфортность. Надёжность лодки оказалась настолько высокой, что даже по прошествии семидесяти лет она всё ещё эксплуатируется среди любителей рыбалки и туризма.
Производство судна
Крупнейшее авиационное предприятие СССР, основанное в 1932 году в городе Казани, в послевоенные годы из-за снижения потребностей страны в выпуске оборонных изделий запустило производство одномоторных лодок. Так, «Казанский авиационный завод имени Горбунова» изготовил в 1955 году мотосудно. Отличительной чертой производства стало использование в конструкции дюралюминиевого сплава, характеризующегося лёгкостью, прочностью и устойчивостью.
Выпущенная модель получила название «Казанка». Лодка оказалась настолько удачной, что по своим характеристикам превышала параметры всех маломерных суден и не имела конкурентов. Плоскодонная глоссирующая дюралевая мотолодка стала первой на территории страны, выпускающейся массовой серией.
Изделие хоть и обладало отличными характеристиками, на практике показало себя не с лучшей стороны. Так, при эксплуатации были отмечены низкая остойчивость, неудобное расположение отсеков. При установке мощных моторов наблюдались сильные перегрузки. Популярные на то время двигатели «Вихрь» с мощностью 15 кВт даже перекидывали судно.
Неудачным оказался и сконструированный завал бортов, направленный внутрь лодки. На резких поворотах, из-за уменьшения ширины ватерлинии, лодка нередко переворачиваюсь. При движении отмечались случаи переливания воды через корму.
Инженерами предприятия были предприняты попытки модернизировать судно. Была выпущена «Казанка-М», а после — «Казанка-2М». Но несмотря на все недостатки, спрос на лодки был высок. В 1970 году на Черноморском судостроительном предприятии по чертежам Казанского завода был налажен выпуск модели «Южанка». В её конструкции применялись водонепроницаемые 2,75-метровые були, каждый с объёмом по 52 литра. Установленные крылья снизили скорость плавательного средства, но в то же время увеличили остойчивость.
В период с 1955 по 1978 год было выпущено более 200 тыс. лодок. Но по требованиям, принятым Государственной инспекцией по маломерным судам СССР, в 1980 году лодка «Казанка» была снята с производства, а её использование на воде запрещено. С этого момента и начался выпуск модернизированных конструкций. Их общее число составило 11 моделей без учёта «Южанки».
Параметры первой мотолодки
Первая модификация лодки выпускалась полностью из дюралюминия Д16. Соединение частей осуществлялось методом клёпки. Длина изделия составляла 4,63 метра, а ширина — 1,24 метра. Толщина обшивки днища была не меньше 1,5 мм, а бортов и палуб один миллиметр.
Форпик лодки разделён на две части. В одной располагался герметичный блок, а в другой — багажный отсек с дверью. Палуба застилалась деревянными настилами, а бока укреплялись продольными реданами. Интересной особенностью конструкции был отказ производителя от использования брызгоотбойников. В итоге вода часто попадала на находящихся в судне. Впоследствии они так и не были установлены, а вместо них конструктор увеличил высоту борта до 80 см.
В комплекте с моделью шли деревянные вёсла — одно кормовое и два с уключинами. Для быстрого ремонта прилагалась «аптечка», в состав которой входили дюралюминиевая пластина, лента для герметизации, заклёпки.
Основные технические характеристики лодки «Казанка» были следующими:
- Высота борта в сечение корпуса корабля — 0,68 м.
- Наклон килеватости днища на транце — 4 0 С.
- Общий вес лодки со снаряжением — 138 кг.
- Грузоподъёмность — 400 кг.
- Пассажировместимость — 4 человека.
- Максимальная мощность допустимого к установке мотора — 14 л. с.
- Мореходность (наибольшая допустимая высота волны) — 0,20 м.
Изготавливаемое судно идеально подходило для прогулок и рыбалки, но вот ночлег в нем был неудобен из-за небольшой ширины кокпита. Для личных вещей хотя и было предусмотрено место, но на практике его не хватало. Габариты делали лодку неудобной для перевозки на крыше автомобиля. При этом в случае откинутого в верхнее состояние двигателя возрастала нагрузка на транец, приводящая к поломке.
Ходовые качества
В заводской инструкции судна указано, что при волнении на воде более двух баллов выезд на судне не рекомендуется. Поэтому лодка предназначена для использования на реках, озёрах и водохранилищах. Отдаляться от берега на расстояние более 1,5 км недопустимо.
Практическое использование «Казанки» выявило хорошую управляемость на скорости не более 15 км/ч. Вход в глиссер при средней нагруженности лёгкий. Наибольшая скорость движения не должна превышать 25 км/ч. Оптимальным двигателем считается мотор «Москва».
Для установки более мощных двигателей умельцами предпринимаются разнообразные доработки. В первую очередь усиливается подмоторная ниша, иначе заклёпочное соединение просто не выдерживает и разрушается. После доработки владельцы могут установить моторы следующих производителей:
Но тут следует помнить, что при скорости выше 15 км/ч лодка может перевернуться или попросту уйти под воду. Поэтому мощный мотор рекомендуется использовать начиная с модели «Казанка М» или самостоятельно установить були. Их размер не должен превышать 2750 на 643 мм. Внутри крылья заполняются монтажной пеной или пенополистиролом. А также на ходовую часть положительно влияет установка подводных крыльев. С ними лодка свободно может преодолевать волны высотой до 30 см.
В мотосудне также предусмотрены отверстия под вёсла. С их помощью можно не только бесшумно подходить к определённым местам, но и перемещаться при поломке двигателя. Вёсла можно применять не только комплектные, хорошо зарекомендовали себя изделия из дюралюминия и комбинированного материала.
Некоторые умельцы устанавливают на лодку парус, совершенно меняя гидродинамику движения судна. Для этого они добавляют руль, киль, грот и латкарманы, в которые вставляются латы, поддерживающие задние шкаторины. На изделие обычно устанавливаются два паруса — фотом и стаксель, с суммарной площадью, не превышающей 7 м 2 .
Требования по технике безопасности
При перемещении по воде на лодке необходимо соблюдать правила безопасности. Категорически запрещается нарушать равновесие лодки, сидеть на борте. Во время посадки или перемещения по судну все движения следует совершать строго посередине днища. Управляя средством, необходимо направлять лодку так, чтобы она пересекала волны на малой скорости. Если возникает угроза шторма, то все пассажиры обязаны пересесть на слани. Следует избегать крутых и резких поворотов из-за возможности опрокидывания судна.
При повреждении корпуса рабочий отсек заполняется водой, но само изделие остаётся на плаву. При затоплении судна необходимо покинуть лодку и, держась за неё, как за спасательное средство, плыть к берегу.
Не реже одного раза в год лодку обязательно нужно осматривать на появление потёртостей и повреждений окраски. В случае необходимости — выполнять восстановительные работы. Краска и грунтовка наносятся после просушки в течение суток при температуре около 20 0 С. Потёртые места обрабатываются техническим вазелином. Особенно это актуально для лодок, эксплуатирующихся в морской воде.
При выявлении негерметичности повреждённые соединения промазываются железным суриком, размоченным в олифе, и закрашиваются эмалью. Пробоины в корпусе заделываются в следующей последовательности:
- удаляются участки с трещинами;
- кромки по кругу пробоины запиливаются;
- к отверстию прислоняется накладка с припуском до 30 мм через уплотнительную тиоколовую ленту;
- в накладке по контуру просверливаются отверстия диаметром 3,6 мм;
- накладка с обшивкой приклёпывается к корпусу.
Заводские модификации
Выпуск лодки продолжается и сегодня. Производит её тот же завод, но уже ставший акционерным обществом ОАО «Казанское авиационное производственное объединение имени С. П. Горбунова». На предприятии изготавливаются две модели: «Казанка 5М4», по сути, уже относящаяся к катерам, и мотолодка «Казанка-6М».
Предыдущие модели завод изготавливал как с незначительными, так и с кардинальными изменениями. Новая серия «Казанка М» отличалась от прародительницы уже установленными булями. Но из-за наращивания мощностей двигателей, а также появления двухмоторных установок, в начале 70-х годов была спущена пятиметровая «Казанка-2М», рассчитанная уже на шесть человек. На судне были установлены функциональные сливные клапаны. Выпуск лодки был прекращён через три года из-за неудовлетворительных для того времени характеристик.
Новая модель «Казанка 5» впервые появилась в 1972 году. Судно разрабатывалось для использования совместно с выпускаемыми советской промышленностью двигателями. Новая модель отличалась повышенной мореходностью и комфортабельностью. В конструкции использовались обводы с небольшой килеватостью у транца и заострением носовой части. Из-за этого ходовые параметры были значительно улучшены. Использовать лодку рекомендовалось на удалении не более 3 км от берега и при высоте волны не более 0,75 метра.
Корпус лодки изготавливался уже из дюралюминия марки Д1АТ. Места примыкания обшивки с килем и ботами усиливались профилями. Весить такая лодка могла до 150 кг. В пятой модели двигатель устанавливался на выносном кронштейне, что позволяло увеличить место в кокпите и упростить конструкцию кормовой части. Надводный борт был поднят на достаточную высоту, исключающую заливание водой.
К недостаткам конструкции «Казанки-5» относят неудобное обслуживание и возможность повреждения двигателя при швартовке. При этом на практике мотор чаще заливается водой, чем при установке в самоотливном рецессе. Поэтому заводом был налажен выпуск двух модификаций: с выносным мотором и помещённым в рецесс. В модели же с индексом «5М» кронштейн уже рассчитан на установку двух моторов.
Современные модели
Постоянные доработки конструкции привели к созданию следующей серии «Казанка 5м4». Это плавательное средство используется и сегодня не только рядовыми гражданами, но и службами МЧС. Бортовые листы с днищем соединяются скобами, а носовая часть лодки выполнена запалубленной. Сиденья в комплектации мягкие. Лодка может выпускаться как с установленной каютой, так и без неё.
Непотопляемость конструкции обеспечивается пенопластом, закреплённым на носу и под палубой на корме. Лучшим двигателем для плавательных средств «Казанка-5» и «Казанка-5М» является мотор «Вихрь-М». При установке же двух моторов развиваемая скорость может достигать столько, сколько не под силу другим лодкам такого же класса — 60 км/ч. Но при таком разгоне резкие манёвры недопустимы, хотя уже по своим характеристикам судно вплотную приблизилось к катерам. «Казанка 6», и последняя разработка авиационного завода «6М» от всего модельного ряда отличаются приподнятым плоским днищем в носовой части.
Шестая модель имеет следующие характеристики:
- длина судна — 4,4 м;
- наибольшая ширина -1,32 м;
- высота борта на миделе — 45 см;
- вес — 82 кг;
- пассажировместимость — 3 человека;
- допустимая мощность двигателя — 12 л. с.
Из-за отличных параметров, а именно небольшого веса, прочности корпуса, простого управления и демократичной цены, дюралевая лодка «Казанка-6М» и сегодня составляет достойную конкуренцию другим суднам, выпускаемым в России. Она замечательно подходит для активного отдыха, рыбалки или водных прогулок. При этом народными умельцами разработано множество вариантов моддинга лодки, улучшающих конструкцию судна.
Источники:
http://vipkater.ru/vodnyj-transport/lodki-i-katera/kazanka-m/
http://lodka44.ru/boats/common/kazankam/
http://tentplus.ru/lodka-kazanka-harakteristiki-i-ee-modifikatsii/
http://motorlodki.ru/motornye-lodki/lodka-kazanka
http://iohotnik.ru/rubalka-i-podvodnaia-ohota/98830-d1-85-d0-b0-d1-80-d0-b0-d0-ba-d1-82-d0-b5-d1-80-d0-b8-d1-81-d1-82-d0-b8-d0-ba-d0-b8-d0-bb-d0-be-d0-b4-d0-be-d0-ba-d1-81-d0-b5-d1-80-d0-b8-d0-b8-d0-ba-d0-b0-d0-b7-d0-b0-d0-bd-d0-ba-d0-b0.html