1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Катер стрела 5

Катер Стрела 5


Общие данные катера

«Стрела-5» — многоцелевой скоростной комфортабельный катер, предназначен для эксплуатации в пресноводных водоемах и прибрежных зонах морей. Современные гидродинамические обводы корпуса обеспечивают катеру повышенную мореходность и комфортабельность при ходе на волнении, хорошую маневренность при движении, Катер устойчив и остается на плаву при аварийном затоплении. Корпус «Стрелы-5» выполнен из «морского» алюминия — экологически чистого, корозионностойкого, простого в обслуживании алюминиево-магниевого сплава, сохраняющего на протяжении всей эксплуатации судна свою прочность и внешний вид.

Результаты испытаний катера «Стрела – 5»

— экипаж – 3 чел. плюс 3/4 штатного запаса топлива,

— подвесной мотор – четырёхтактный «Yamaha – 200»,

— cкорость ветра – 3-4 м/с,

— высота волны – 0.3 – 0.5 м.,

— температура воздуха – 21 град, июль 2003г., Финский залив.

Технические характеристики катера Стрела-5


Устройство лодки

Компоновка катера разработана с учетом современного дизайна малого судостроения. Светлая просторная рубка имеет большую площадь остекления и обеспечивает максимальный обзор при движении судна. Внутренний интерьер рубки с удобными диванами мягкими зашивками, большим объемом рундуков и эффективной системой вентиляции обеспечивает идеальные условия для отдыха экипажа.

На рубке установлен мост-арка, на который крепится выносное радиолокационное оборудование, флагштоки,солнцезащитный козырек, ходовой и стояночный тенты.

Удобная и просторная моторная ниша позволяет установить на корпус катера два спаренных подвесных двигателя суммарной мощностью до 250 л.с.

На базе модуля катера «Стрела-5» за счет изменения компоновки и состава оборудования реализованы различные варианты модификаций в зависимости от назначения : прогулочный круизный катер, служебно-разъездной катер с бизнес-салоном для деловых поездок и представительских целей, патрульное судно для природоохранной, таможенной, пограничной и других служб, катер для эксплуатации на пассажирских и экскурсионных линиях.

При изготовлении катера применяются авиационные технологии, позволяющие снизить вес корпуса по сравнению со стеклопластиковыми судами того же размера до 25%.

Испытания российских катеров «Стрела-4» и «Стрела-5»

Испытания катеров семейства «Стрела», созданных на Комсомольском-на-Амуре авиационном производственном объединении (КнААПО), мы проводили в ходе выставки с грозным названием «Петербургский военно-морской салон», поэтому долго ломать голову над расшифровкой рекламного слогана «Будь СУхим», больше похожего на ребус, нам не пришлось — точно такие же стилизованные буквы «Су» красовались на фюзеляже представленного на выставке сверхзвукового истребителя, произведенного тем же предприятием. Конечно, имея такого «старшего брата», грех не воспользоваться его силой и авторитетом — рекламный буклет «Стрел» недвусмысленно намекает на прямое родство и содержит уверения в том, что за штурвалом любой из них можно почувствовать себя пилотом истребителя «Су». Насколько это утверждение соответствует истине, мы и попытались выяснить.

Основные данные

Катера семейства «Стрела», к серийному выпуску которых КнААПО приступило в начале 90-х, призваны прийти на смену «Амурам» и «Востокам», отсчитывающим свою биографию с 1970 г. и хорошо известным на водных путях страны от Калининграда до Хабаровска (у нас в Петербурге, например, эти лодки широко используются в качестве речных такси). Правда, о снятии с конвейера семейства «Амур»/«Восток» речи пока не идет Выпуск и новых разработок, и старых добрых моделей осуществляется параллельно — в общем, как мы поняли, ситуация примерно такая же, что и на ВАЗе, который наряду с машинами десятой серии продолжает производить дедовскую «классику».

Выпуск протестированных на нашей «мерной миле» катеров «Стрела-4» и «Стрела-5» в процентном отношении до сих пор не очень велик — предприятие позиционирует их как лодки повышенной комфортности (по правде говоря, согласиться с заводскими маркетологами и отнести их к представительскому классу мы бы поостереглись), поэтому и объемы производства, и многообразие вариантов исполнения во многом зависят от пристрастий конкретных заказчиков.

Коренные отличия «Стрел» с индексами «4» и «5» от катеров серии «Амур» заметны, что называется, невооруженным глазом. Это и обводы «глубокое V» вместо старинных «туполевских», ведущих свою родословную от торпедных катеров времен Великой Отечественной войны, и достаточно современный дизайн, и более аккуратная отделка, и наличие всяких сервисных мелочей. Однако главное отличие — в типе силовой установки. Модели нового семейства рассчитаны в первую очередь на более мощные импортные подвесные моторы (хотя «Стрела-5» может комплектоваться стационарным бензиновым либо дизельным двигателем), а не на отечественные стационарные движки мощностью 60-90 л.с., которыми всю жизнь комплектовались «Амуры» с «Востоками».

Причина такой смены курса, как нам объяснили, больше «политическая» — большинство заказчиков в нынешние времена во главу угла ставит скорость, которую напрямую связывает с мощностью. По существующим правилам, берущим начало еще в советской эпохе, этот показатель подвесников при регистрации лодки в ГИМС никак не ограничен — вешай на транец хоть десяток моторов по 300 «лошадей», в то время как мощность стационарного двигателя по-прежнему упирается в сакраментальную величину 75 л.с., и на внутренних водных путях более мощные катера поднадзорны Государственной речной судоходной инспекции (ГРСИ), что сопряжено с рядом дополнительных проблем (подробнее о регистрации прогулочных судов на внутренних и морских водных путях читайте в нашей беседе с начальником ГУ ГИМС РФ Владимиром Антоновым, опубликованной в №183).

Летайте самолетами «Аэрофлота»

Маркетологи КнААПО кое в чем правы — внешний облик стоящих у берега «Стрел» и впрямь навевает некие «авиационные» ассоциации. Скорее всего, первым делом срабатывает подсознание, и только потом начинаешь обращать внимание на все те мелочи, что ответственны за первоначальное впечатление — на ровные «самолетные» ряды заклепок, на убирающиеся заподлицо замки, явно позаимствованные у инспекционных и заправочных лючков «воздушного судна», на колер и глянец авиационной краски. Нескользящие резиновые накладки, которыми снабжены бортовые потопчины «Стрел» — аккурат те самые, что встречают пассажира, входящего в воздушный лайнер с покачивающегося под весом публики трапа. Правда, боевой «Су» все это мало напоминает — скорее приходят на ум мирные пассажирские «Ту», «Ил» или «Як». Продолжить список такими именами, как «Boeing» или «Fokker», не позволяет лишь одно: при всей добротности и аккуратности изготовления в целом амурским лодкам явно не хватает внимания к мелочам, часть из которых здесь попросту случайна и использована в качестве комплектующих, как говорится, не от хорошей жизни.

Взять, к примеру, передние сиденья водителя и пассажира, которые позаимствованы от вазовской продукции восьмой серии. Такой вариант давно уже опробован и забракован даже самыми экономными самодельщиками, которых автомобильное кресло манило своим удобством и наличием регулировок, а также дешевизной. Но, увы, лодка — не автомобиль, и опыт показывает, что подобное сиденье, установленное в открытом кокпите, долго не прослужит. Очень простенько смотрятся и выключатели на приборной панели — обычные тумблеры с беленькими рычажками. Якорные форпики обеих «Стрел», пусть и закрывающиеся на «самолетные» задрайки, выполнены не совсем по-морскому—вместо привычной самоотливной схемы со шпигатом, выведенным на форштевень, под лючками мы узрели лишь «прихваченные» к бортам переборки, и сквозь щели вода из форпика свободно сливается внутрь корпуса. Несмотря на предусмотренную конструкторами водоотливную помпу, провозглашенному принципу «будь сухим» такое решение не очень-то соответствует.

А вот что нам по-настоящему понравилось, так это оригинальная и действительно удобная схема трансформации кормовых диванов «Стрел». Первым делом можно откинуть плашмя только спинку, на тыльную сторону которой становишься при входе на лодку с берега, не опасаясь повредить обивку — на сей раз водостойкий виниловый кожзаменитель. В этом положении заодно открывается и доступ к сложенному тенту, который вместе с дугами прячется за спинкой. А когда — второе положение — откидываешь вперед все сиденье целиком, то обнаруживаешь под ним вместительный кормовой рундук.

Читать еще:  Белорыбица что за рыба

Рундуков на «Стрелах» хватает, и, по нашим прикидкам, разместить в сухости и сохранности вещи, необходимые в непродолжительном «плавании выходного дня», можно без проблем. В фаворитах здесь безусловно более крупная «Стрела-5», где два дополнительных объемистых багажника размещены в тумбах под водительским и пассажирским сиденьями перед каютой.

Кстати, метровая разница в длине между обеими «сестричками» обусловила и достаточно серьезные отличия в их компоновках. «Стрела-4» представляет собой в этом плане нечто среднее между чисто каютным вариантом и тем, что у американцев именуется «cuddy cabin» — «интегральная» каюта, сходящая на нет в носовой части корпуса, снабжена, тем не менее, бортовыми иллюминаторами, и над линией палубы возвышается довольно заметно. Такая схема придает лодке более стремительный, обтекаемый силуэт, но чем ближе смещаешься в нос по каютному дивану, тем ниже приходится наклонять голову. В каюте «Стрелы-5» чувствуешь себя более вольготно — высота от дивана до подволока что в носу, что в корме практически одинакова, да и света не в пример больше. Ведь помимо бортовых иллюминаторов пассажиры могут наблюдать из каюты обстановку и прямо по курсу — сквозь лобовое стекло «автомобильного» типа. К внутрикаютной обстановке обеих лодок у нас претензий не возникло — все вполне цивильно, на уровне уже упомянутых «Ил» или «Ту».

Не сразу догадаешься, что корпуса обеих лодок практически одинаковы. «Базовым» вариантом является «Стрела-4», а «пятерка» просто длиннее на метр за счет пары дополнительных шпаций — выражаясь по-иностранному, «стретч». С точки зрения технолога, одной из задач которого является создание нового продукта при минимальной перестройке производства, оснастки и всего такого прочего — вариант более чем выгодный со всех точек зрения, в том числе и ценовой. Конструкция корпусов в основном клепаная, но используется не авиационный дюраль, а сплав АМг, поэтому кое-где применяется и сварка, пусть и менее привычная для авиастроителей, но не столь трудоемкая.

«Су-104» — самый быстрый самолет

Для редакционного теста были предоставлены две «Стрелы-4» с подвесными моторами «Honda» мощностью 115 и 130 л.с. и «Стрела-5» с четырехтактным 200-сильным «Yamaha». Все моторы были снабжены обычным тросовым приводом штурвала, а комплект приборов включал только спидометр и указатель уровня топлива в стационарном баке. Из-за отсутствия тахометров провести скоростные испытания и замеры уровня шума по обычной «дискретной» схеме через 500 об/мин нам не удалось, так что пришлось остановиться на промежуточном варианте, взяв за основу такие показатели, как обороты холостого хода, минимальную скорость глиссирования и, помимо максималки, условный «крейсерский» ход при дроссельной заслонке, открытой примерно на три четверти.

Правда, стандартное оборудование самих лодок (без привязки к моторам) — на высоте. На борту имеются все предусмотренные правилами предметы снабжения, включая огнетушитель, закрепленный на расстоянии вытянутой руки от места водителя. Есть даже компас — вещь для миникрейсера очень полезная. Транец «Стрелы-4» оборудован трапиком для купания.

Осматривая лодки, мы не удержались от соблазна сравнить их с «одноклассниками». Наиболее близкой параллелью оказались уже испытанные на нашей «мерной миле» финские «Silver» — «Shark» и «Eagle Star Cabin», по длине (5.8 и 6.5 м) практически один в один соответствующие «Стреле-4» и «Стреле-5» (5.8 и 6.83 м). Килеватость на транце тоже примерно одинакова — в районе 18°, да и материал корпуса тот же — АМг. При этом сразу замечаешь, что «Стрелы» заметно «стройнее» своих собратьев из Суоми — оба унифицированных корпуса имеют относительно небольшую ширину (2.03 м) против 2.25 у «Shark» и 2.4 у «Eagle». В ходе испытаний лодок «Silver» мы выяснили, что «Shark» за глаза хватает и 90115 л.с., а «Eagle» — 115-140. Эти величины, кстати, рекомендует и фирма-производитель. Согласно техническим условиям максимально допустимая мощность не столь широких и массивных «Стрел» ограничена на «Стреле-4» величиной 115 л.с., а на «Стреле-5» — 230. На одной из «четверок» была установлена «Honda 130» — по словам представителей завода, чтобы выявить эксплуатационные характеристики катера при повышенной мощности двигателя.

Несмотря на относительно небольшую ширину, статическая остойчивость обеих «Стрел» более чем приемлемая — когда мы встали на бортовую потопчину «четверки» вдвоем, опасного крена не возникло, а борт окунулся в воду всего на 22 см. А вот ситуация с ходовой остойчивостью оказалась несколько иной. Все три протестированные «Стрелы» на полной скорости проявляли тенденцию к заваливанию на левый борт, иногда зарываясь скулой и притормаживая. Скорее всего, сказывались запредельные мощности моторов — корпуса были не в силах противостоять кренящему реактивному моменту гребного винта правого вращения. В пользу подобного диагноза говорит тот факт, что можно было исправить ситуацию, немного сбросив газ. На «Стреле-4» со 115-сильным мотором помогло также смещение обоих пассажиров к правому борту, хотя на однотипной лодке с «Honda-130», а также на «Стреле-5» с «Yamaha-200» даже такая мера успеха не принесла. Сказывались наверняка и относительно небольшая ширина корпусов, и высокое расположение центра масс, за которое ответственны надстройки, а также высокое расположение водительского и переднего пассажирского сидений, особенно на «Стреле-5» (хотя нельзя не признать, что обзор с водительских сидений на обеих «Стрелах» прекрасный, и мешает ему разве что загиб ветрового стекла, удваивающий «картинку» по борту). Впрочем, лежанием на борту грешит и уже упомянутый более широкий «Silver Eagle Star Cabin» c его массивной надстройкой — недаром подавляющее большинство этих лодок комплектуется транцевыми плитами, позволяющими откорректировать ходовой крен. Возможно, такая, пусть и дорогостоящая, мера позволит исправить ситуацию и на «Стрелах».

Однако плиты — не панацея, когда при помощи запредельной мощности из корпуса пытаются «вытащить» те качества, которые в него конструкторами не заложены. «Стрела-5», перевалив рубеж в 75 км/ч, проявила склонность к непрогнозируемым зарыскиваниям и поперечной раскачке даже на тихой воде, причем попытки поэкспериментировать с дифферентом при помощи триммера успеха не принесли — корпус явно работал за пределами своих возможностей. Стоило сбросить скорость примерно до 70 км/ч, и неприятные явления прекращались.

В остальном же все три протестированные лодки проявили вполне достойные ходовые качества, уверенно держась в крутом повороте (крен при этом довольно глубокий, но безопасный) и мягко преодолевая на высокой скорости волну высотой до 0.3-0.4 м — хотя для этого было необходимо компенсировать ходовой крен, чтобы корпус не встречал волну одной из плоскостей днища. Хороша и маневренность — минимальный диаметр циркуляции составляет всего 1-1.5 длины корпуса, но, если прибавить газ, крен достигает 40-45°, а планширь внутреннего борта, особенно при левом развороте, почти касается воды.

Швартовка обеих «Стрел» проблем не вызывает, хотя эту процедуру, на наш взгляд, удобней осуществлять на «четверке», поскольку выйти на носовую деку можно не только по бортовой потопчине, но и через каютный люк. Швартовные утки расположены только в носу и в корме, и явно не помешала бы дополнительная пара в районе миделя (чтобы они не мешали свободному проходу по потопчине, утки можно сделать утапливающимися в палубу) — это заметно повысит удобство швартовки в одиночку.

Резюме

Подавляющее большинство недостатков, отмеченных в нашем отчете, связаны с повышенной мощностью примененных подвесных моторов. Как уже отмечалось, у всего есть свои пределы — наверняка и у тех же истребителей «Су», на которые так хочется равняться создателям «Стрел». Не секрет, что скорость для многих нынешних потребителей, особенно начинающих, в числе прочих характеристик судна стоит на первом месте, но все же не стоит идти у них в поводу и исходить из того принципа, будто достичь вожделенных показателей можно простым увеличением мощности.

Читать еще:  Где водится рыба пангасиус

В целом же и сама концепция, и «авиационная» культура изготовления «Стрел», и их поведение на воде (естественно, не на запредельных режимах) оставили благоприятное впечатление. Дейкрейсеры подобных размерений, пригодные для транпортировки на трейлере, в нынешние времена очень востребованы, и нам отрадно представить читателям добротные и конкурентоспособные отечественные разработки. Довести до ума осталось лишь мелочи вроде водительского и пассажирского сидений. Способность уверенно добраться из пункта «А» в пункт «Б» и крыша над головой, на наш взгляд, здесь куда важней острых ощущений, на которые недвусмысленно намекает рекламный буклет. В общем, мы бы посоветовали амурским судостроителям спуститься с небес, в которых безраздельно царит легендарный «Су», на землю (вернее, на воду) и ограничить максимально разрешенную мощность более скромными величинами — это наверняка положительно скажется и на комфорте, и на безопасности, не говоря уже о существенном снижении общих расходов.

Обзор лодочного мотора Стрела

Лодочный мотор «Стрела» причисляется к первым двигателям, которые стали использоваться для малогабаритных лодок. Он относительно маломощный, всего 5 л. с., но уже позволял достигать скорости 14–16 км/ч. Массовое производство было запущено в СССР с 1953 года, с этого времени начался большой спрос на двигатель, это продлилось до 1965 года, когда он был снят с производства. Выпуск ремонтных запчастей продолжался ещё до середины 80-х годов. Лодочный мотор «Стрела-5» примечателен тем, что поступил в открытую продажу в народ, все более ранние варианты были в использовании государственными предприятиями.

Общее описание

Выпуском мотора «Стрела» занимались 2 завода: им. Фрунзе в г. Куйбышеве и Ульяновский.

Характеристики лодочного мотора «Стрела» не были выдающимися, а конструкция предельно простая. Даже с учётом недостатка функциональности и низкой мощности, аппарат смог заслужить популярность из-за невысокой стоимости, простоты управления и обслуживания. Отмечается высокая надёжность конструкции из-за прочности и износостойкости используемых материалов. При соблюдении правил эксплуатации и своевременном ремонте мотор «Стрела» мог служить десятки лет без снижения производительности. Лодочный мотор «Стрела» причисляется к первым двигателям

Особенности первых конструкций:

  • первые модели двигателя часто сталкивались с попаданием воды внутрь охлаждающей системы. Причина заключалась в отсутствии защиты. Для устранения недочёта начала устанавливаться помпа, но такие модели не получили обширного распространения, в серийном производстве отсутствовали;
  • нестабильная работа, которая была спровоцирована из-за отсутствия в системе помпы. Вода поступала в недостаточных количествах, это приводило к частым перегреваниям мотора, как следствие – затруднённое движение;
  • для упрощения пути транспортировки топлива в мотор, был использован нерациональный монтаж бака сверху, что предотвращало возможность экономить горючее. Топливо поступало самотёком, а количество регулировалось при открытии заслонки;
  • система подвески была несовершенна из-за недостатка амортизаторов. Двигатель создавал довольно сильные вибрационные удары, а жёсткая фиксация к корпусу легко передавала вибрацию в корпус. Недостаток был выражен не слишком явно и на него можно «закрыть глаза»;
  • на кожухе мотора находились открытые участки, они часто становились причиной получения ожогов, а иногда и повреждения лодки, особенно из резины. Требовалась особая осторожность при эксплуатации такого мотора;
  • в старой версии отсутствует реверсивное движение и муфта для сцепления. На небольших реках для разворота или манёвра нередко приходилось использовать вёсла.

Преимуществ у модели не слишком много, но они есть:

  • лёгкость в эксплуатации. Мотор может без особых проблем использоваться новичком в водно-моторном деле. Более того, без особой подготовки можно осуществлять ремонт двигателя, но только небольших элементов. Техническое обслуживание не требует обращения к специалистам;
  • невысокая цена. Для среднестатистического человека стоимость была «в пределах разумного». Стоимость ремонтных запчастей также была низкой, и их можно было найти всегда;
  • высокий показатель КПД винта.

Мотор «Стрела» имеет невысокую цену

Технические характеристики лодочного мотора «Стрела» имели не только позитивную сторону, так как простота конструкции имеет и другие последствия. Явные недостатки модели:

  • самый большой недочёт – работа на низкооктановом бензине или керосине. Экономичность топлива для некоторых пользователей стала преимуществом, но от этого была снижена скорость движения;
  • двигатель генерирует много шума и вибрации;
  • большой вес конструкции мотора «Стрела-5» был устранён в следующих моделях, а в этом случае приходилось мириться;
  • недочёты в системе зажигания – не всегда удавалось быстро завестись. Причина заключается в использовании контактной системы;
  • для холостого хода нужна муфта сцепления, но её разработчики не предусмотрели;
  • местонахождение элементов для управления мотором выбрано неудачно;
  • риск проникновения воды внутрь конструкции, это возможно из-за незащищённого доступа к механизмам.

Несмотря на множество недостатков, мотор смог заполучить конечного потребителя и приобщить рыбаков и охотников к использованию мотора взамен вёсел. Двигатель сделал первый толчок в сфере развития силовых установок для небольших лодок. Во многом его популярность была обусловлена отсутствием достойного конкурента. Даже сегодня некоторые умельцы находят способы ремонтировать и использовать лодочные моторы «Стрела», что видно из отзывов и популярности установки транца на ПВХ и резиновых суднах.

Самая популярная модель линии – лодочный мотор «Стрела-5»

Невысокие характеристики мотора «Стрела-5» были обусловлены упрощённой конструкцией. В её основе используется цилиндропоршневой механизм с кривошипами и шатунами. Механизмы имели унифицированные детали и использовались на мотоцикле «Ковровец». Двигатель имеет 1 цилиндр с 2-тактной работой. Лодочный мотор «Стрела-5»

Установка силового агрегата происходила сверху дейдвудной трубы, а снизу фиксировался редуктор, он поддерживал всего 1 режим работы. Устроен редуктор в форме конуса, на него устанавливается гребной винт. Из-за отсутствия помпы охлаждающая жидкость сразу поступала в «рубашку» цилиндра. Давление для накачивания воды создавалось с помощью винта.

Конструкция имеет поршневой тип управления подачей смеси в камеру кривошипов, аналогичная система используется в мотоциклах. Из-за такого устройства достигалась низкая мощность и возникали трудности с пуском.

Технические характеристики

До сих пор в сети есть инструкция по руководству лодочного мотора «Стрела», но актуальность информации невысокая, так как в середине 90-х годов был исчерпан запас ремонтных запчастей и сегодня встречаются только отдельные единицы установок. Они сохранились благодаря бережному обращению и нахождению аналогичных запчастей с аналогов.

Характеристики лодочного мотора «Стрела-5»:

  • мощность – 5 л. с.;
  • количество тактов – 2;
  • цилиндры – 1 шт.;
  • полезный объём – 175 см 3 ;
  • количество оборотов на максимуме – 3700 об./мин.;
  • размер цилиндра – 62 мм;
  • расстояние движения поршня – 58 мм;
  • уровень сжатия – 5±0,2;

Технические характеристики лодочного мотора «Стрела-5»

  • метод управления – выносной румпель;
  • способ зажигания – вручную;
  • смазка – проходит процедуру смешивания;
  • объём бака с топливом – 2,5 л, имеет встроенный тип;
  • расход горючего на полной скорости – 2,1 л/час;
  • тип зажигания – «Магнето МЛ-10К»;
  • используемая свеча – А-11-У;
  • тип карбюратора – К-33, работает по методу поплавка;
  • масса – 24 кг.

Мотор хорошо работает при использовании бензина А66 и А70, в него нужно добавлять около 5% автола АКП10. Заменить бензин можно керосином.

Отзывы владельцев

Александр:

«Мотор довольно хороший, если в нём всё отладить, то будет заводиться легко. Предлагает неплохую скорость движения даже для относительно тяжёлых лодок, но она вряд ли будет больше быстрого хода на вёслах. Двигатель старый, поэтому у меня не сохранился, но успешно использовал до конца 90-х годов».

Олег:

Читать еще:  Клев окуня

«В своё время мотор являлся просто находкой, но сегодня его актуальность исчерпана. Если требуется маломощный мотор, стоит присмотреться к импортным представителям, они стоят немного дороже, но зато можно легко ремонтировать, в них также устранён ряд недостатков конструкции „Стрелы-5“. Покупать мотор под восстановление будет себе дороже».

Денис:

«У меня до сих пор сохранился мотор „Стрела-5“, правда, он практически не эксплуатировался, так как покупал ещё дед. Пришлось провести восстановление, но обошёлся родными элементами конструкции, а прокладки сделал самостоятельно. Могу сказать, что для рыбалки двигатель оптимальный, только к месту нужно подходить на вёслах из-за шума, а большего мне и не нужно».

Катер Волга на подводных крыльях

Производство катера «Волга» было запущено ещё в 1958 году. Изначально планировалось использование исключительно в целях несения службы в различных регионах страны. Инспекторы и патрульные быстро и по достоинству оценили судно. Серийное производство для населения не было запущено, катер оставался только во владении государства. После развала страны и попадания в массы катер приобрёл популярность в сфере прогулок по рекам и морям. Катер «Волга» изготавливается на подводных крыльях для обеспечения плавного полёта и передвижения даже при небольшом волнении.

Общее описание катера «Волга»

Ранее катер «Волга» не мог быть приобретён для собственных нужд, так как аналогично автомобилю «Чайка», он мог находиться только во владении государственных организаций. Из-за дефицита таких суден сегодня катер «Волга» пользуется спросом в качестве отличного транспорта из класса ретро. Новейшими лодками являются те, что вышли в 1986 году.

Катер на крыльях «Волга» разрабатывался ССЗ «Красное Сормово» в период активного изготовления выпускался тремя заводами. Проект можно узнать по идентификатору – 343. Несколько позже было разработано аналогичную модель, которая могла использоваться для хождения по морю. В стандартной конструкции можно было выходить только на реки. Морские варианты исполнения обладают дополнительными обозначениями ME, MEM, MK.

Характеристики катера на подводных крыльях «Волга» позволили использовать судно для скоростных поездок, для транспортировки больших грузов или для прогулки.

Крылья в конструкции довольно глубокие, они накладывают определённые ограничения на места использования, так как на катере «Волга» нельзя подходить к необорудованным пирсам и осуществлять прогулки по мелководью. Высота осадки составляет 0,85 м. На многих фото катера «Волга» можно определить, что крыльев всего 2: один ряд расположен под водительским местом, а второй – на корме.

Ранее судно называлось «Стрела», такое название действовало до 1965 года. После переименования получила название «Волга», а неофициально – «Крылатка» в народе до сих пор осталось подобное выражение.

Двигатель катера «Волга» может отличаться в стандартной модификации, так как выпуск проводился в 3 вариантах:

  • «М53Ф» – на 75 л. с.;
  • «М-652-У» – 80 л. с.;
  • «М8ЧСПУ-100» – 90 л. с.

Все перечисленные типы моторов работают на бензине по 4-тактной системе. Большинство моделей поставлялись со вторым вариантом двигателя, которого достаточно для достижения скорости на уровне 65 км/ч.

В основе конструкции используется алюминиевый сплав. Метод соединения конструкции – клёпка. В отношении отдельных элементов корпуса использовалась сварка. Длина судна фиксирована во всех модификациях и составляет 8,5 м. Лодка обладает относительно небольшим кокпитом, в него может поместиться 6 пассажиров благодаря наличию 3 рядов сидений, каждое вместимостью 2 человека.

Носовая часть «Волги» сильно удлинённая и занимает до 40% всего места. В корме предусмотрен большой моторный отсек, на нём можно перевозить большие грузы, сохраняя лёгкость перехода на глиссирование.

В условиях рек можно встретить различные варианты судна, так как многие покупатели занимаются изменениями конструкции. Сегодня относительно часто встречается катер «Волга» без крыльев, правда, достойного видео сделать не получилось, зато есть вариант на съёмных крыльях на видео.

Полностью восстановленные суда всё чаще ощущают необходимость в замене мотора более мощным и менее габаритным. Катер «Волга» под подвесным двигателем позволяет ускорить переход в состояние глиссирования. Для установки подвесного мотора придётся провести переделку конструкции транца и убрать стационарную модель двигателя. В модернизированных моделях комфортабельность значительно улучшается.

Благодаря наличию длинного закрытого носа сильно урезается часть кокпита, но мастера нашли выход в создании каютного типа судна. Высокая скорость движения катера сделала его популярным в сфере развлечений. Для туристических целей на катер устанавливается длинная палуба, которая занимает порядка 60% всей площади.

По ряду технических параметров катер сегодня остаётся конкурентоспособным. Корпус обладает высокой устойчивостью, так как в конструкции используется протекторный слой защиты, состоящий из 4-кратного покрытия магнием. Дополнительная защита позволяет предотвратить появление коррозии как на крыльях, так и на днище.

Во всех моделях катера «Волга» используются протекторы, но их количество зависит от того, в какой воде предполагается эксплуатирование судна. Для солёной, морской воды включают больше протекторов, а для рек – меньше.

Существует несколько факторов, для чего нужны крылья на катере «Волга»:

  • для увеличения скорости движения и быстроты перехода на глиссирование;
  • для снижения сопротивления воды и увеличения быстроходности;
  • для повышения мореходных качеств, так как крылья компенсируют качку и волнение.

Подводные крылья приводят и к ряду недостатков:

  • высокая стоимость конструкции по сравнению со стандартными водоизмещающими судами;
  • при слишком больших волнах приходится сильный удар на днище, а также крылья выходят из воды и судно падает, ударяясь носом;
  • высокие требования к двигателям, они должны быть относительно лёгкими, компактными и мощными.

Технические характеристики катера «Волга»

Для своего времени судно являлось одним из самых быстроходных, так как скорость могла достигать 70 км/ч. Даже сегодня катер «Волга» остаётся хорошим приобретением за счёт высокого качества изготовления, отличной быстроходности и долговечности.

Технические характеристики катера «Волга» на подводных крыльях:

  • максимальная длина – 8,5 м;
  • габаритная ширина – 1,95 м;
  • высотность борта в области миделя – 0,98 м;
  • высота по габаритам до верхушки ветрового стекла – 1,47 м;
  • водоизмещение при нагрузке – 1,8 т;
  • вес без оборудования и пассажиров – 1,25 т;
  • полезная грузоподъёмность – 650 кг;
  • килеватость днища в области транца – 17,8°;
  • масса снаряжения – порядка 190 кг;
  • максимальная осадка при водоизмещающем типе плавания – 0,85 м;
  • уровень осадки при глиссировании на крыльях – 0,55 м;
  • количество пассажиров – 5 человек;
  • наличие отдельных мест для управления – 1 шт.;
  • максимальная удалённость автономного плавания – 92 мили;
  • основной двигатель – «М-652-У»;
  • мощность двигателя – 80 л. с.;
  • тип движителя – гребной (винт);
  • размер винта – 0,335 м;
  • шаг – 0,538 м;
  • отношение дисков – 0,75;
  • количество лопастей – 3 шт.;
  • комфортная скорость катера для эксплуатации – 50 км/час;
  • максимальная скорость – 65 км/час;
  • уровень мореходности при плавании на крыльях – 0,4 м;
  • мореходность при водоизмещающем типе передвижения – 1 м;
  • тип материала – Амг5В;
  • метод соединения – сварка и клёпка.

Если рассматривать мореходный вариант катера «Волга МЕ», то присутствует несколько отличий, хотя большая часть характеристик осталась неизменной.

Особенности катера для моря:

  • увеличена ширина корпуса до 2,1 м (на 0,15 м);
  • немного больше вес конструкции – 1316 кг (на 71 кг);
  • максимальная дистанция плавания без дозаправки – 97 миль;
  • поставляется с несколькими типами двигателей: 75, 80 и 90 л. с.

Какая цена

Приобрести катер «Волга» в стандартной комплектации без тюнинга и замены мотора можно по относительно невысокой цене, которая колеблется в пределах 230–300 тыс. рублей. При установке подвесного двигателя цена может возрасти на 50–100 тыс. рублей.

Источники:

http://www.katera-lodki.ru/strela-5
http://www.barque.ru/advice/2003/tests_of_russian_boats_strela_4
http://motorlodki.ru/motory/lodochnyj-motor-strela
http://zen.yandex.ru/media/id/5bf519f8581c5000aa4ce76a/5bf51b3886963000a909089d

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять
Adblock
detector
×
×
×
×