18 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Водометные моторы для лодок пвх

Водометы для моторных лодок: что это и кто в России их производит?

Под непонятным названием водомет скрывается разновидность движителя моторной лодки, который заставляет ее передвигаться на реактивной тяге выбрасываемой струи воды. Лодочный мотор водомет представляет собой более мощный движитель, дающий лодке возможность двигаться с большей скоростью, чем с использованием обычного мотора.

В этой статье речь пойдет о существующих видах водометов, их характеристиках, производителях, а также о том, где лучше купить лодочные водометы по самым выгодным ценам.

Принцип действия водомета и основные характеристики

Если отвлечься от технических сложностей и объяснять доступным языком, то под водомет подходит определение — это гребной винт, но вмонтированный в трубу конусовидной формы – один ее конец уже, чем другой. При попадании воды в трубу она при помощи винта и выбрасывается из узкого конца трубы в виде сильной струи, толкающей лодку вперед. Это и есть движение на реактивной тяге, принцип работы водомета, по аналогии с взлетом космической ракеты или полетом реактивного самолета в воздухе.

Современные водометы производятся с несколькими винтами для усиления реактивной тяги, что в разы повышает скорость, и лодка с водометом преодолевает большие расстояния за короткое время. Этим преимуществом пользуются любители путешествий по воде на дальние расстояния – рыбаки, туристы и т.д.

Конструктивно водомет представляет собой металлический корпус, внутрь которого помещен гребной вал, передним концом соединенный с подшипниками, а сзади к нему монтируются обтекатель, импеллер для водомета (гребной винт), втулка скольжения, вращаемая в резинометаллическом подшипнике. Этот подшипник работает, только находясь в воде. Крутящий момент от мотора на гребной вал передается с помощью штифта.

Импеллеры, устанавливаемые на водометы, бывают следующих видов:

  • осевой: простейший для изготовления, но имеет самый малый КПД, а кавитация ограничивает работу, которая возможна только на малых оборотах;
  • диагонально-осевой:применяется в водометах со средними оборотами, КПД несколько выше;
  • шнековый, диагональный: винты таких типов изготавливаются по новейшим технологиям, работают на двигателях с высокими оборотами, обладают самым большим КПД.

Маневрирование лодки или катера достигается путем изменения направления реактивной струи, которая выбрасывается из узкого конца трубы. Поворот осуществляется рулевым колесом, но следует помнить, что угол поворота не должен превышать 90 градусов. Для движения назад руль поворачивают против направления часовой стрелки на 360 градусов. Реактивная струя сталкивается с рулевым пером и уходит под дно лодки.

Водометные движители устанавливаются только на лодки и катера со стационарно установленным двигателем, к которому есть следующие требования по характеристикам:

  • мощность двигателя не должна быть меньше 100 лошадиных сил, т.е. находиться в диапазоне 100 – 150 лошадиных сил;
  • количество оборотов вала в пределах от 3700 до 4200 оборотов в минуту;
  • максимальный крутящий момент вала – 290.

При соблюдении данных условий использование водомета существенно улучшает ходовые характеристики лодки или катера и повышает маневренность.

Положительные отличия и недостатки

Используемые водометные лодочные моторы обладают следующими плюсами:

  • значительное увеличение скорости движения и маневренности лодки за счет реактивной тяги;
  • способность лодки двигаться по мелководью (на глубине до 15 см), что затруднительно для обычного движителя;
  • сокрытие гребных винтов в трубу позволяет значительно снизить вероятность выхода из строя движителя по причине попадания в него водорослей, мусора и т.д.;
  • пониженная вибрация и мягкий ход на высоких скоростях;
  • есть возможность использования водомета в качестве насоса для перекачивания жидкости.

Помимо скорости повышается безопасность использования лодки, т.к. все гребные винты закрыты и исключено травмирование людей работающим винтом.

Наряду с преимуществами есть несколько недостатков, которые могут повлиять на желание приобрести и установить на свою лодку водомет, а именно:

  • мощность водомета меньше мощности обычного мотора для лодок, причина в том, что диаметр крыльчатки водомета меньше диаметра обычного гребного винта, также влияет на мощность усиливающаяся в трубе турбулентность;
  • управлять лодкой с водометом значительно сложнее, чем обычной моторкой с гребным винтом, потребуется некоторое время, чтобы приноровиться;
  • после установки водометного движителя существенно увеличится вес лодки, т.к. сам он достаточно тяжел, еще прибавится вес воды, попадающей в трубу;
  • стоимость водометов сильно превышает цены обычных движителей с гребным винтом, по меньшей мере, в 1,5 раза.

На любителей водных путешествий и активного отдыха на воде вышеперечисленные недостатки не могут оказать решающее влияние, т.к. те преимущества в скорости и маневренности, а также безопасности, которые они получают, являются более важными. По этой причине вопрос о том, что лучше, водометный движитель или подвесной, перед ними не стоит. Лодка, на которую установлен водомет, проходит большее расстояние с наименьшими затратами времени.

Характеристика моделей Кальмар и Ямаха 30 HWCS

Водомет Кальмар своим появлением на рынке дал любителям водных путешествий возможность путешествовать быстрее и дальше, т.к. в отличие от своих предшественников является четырехтактным. Он проектировался как устройство для лодок с транцем 25 – 45 см. Мощность его двигателя составляет 2,5 лошадиные силы, развиваемая скорость 8 — 15 км/ч в зависимости от загрузки плавсредства, срок работы до капремонта – 650 часов. Вес всего 9,5 кг, что очень ценно при эксплуатации. Конструкция позволяет устанавливать его на транцы, а также на бестранцевые лодки.

Устройство его простое, не требует от пользователя специальных знаний, достаточно уметь использовать подвесной мотор. Форма позволяет хранить его в вертикальном положении без поддерживающих устройств, это очень важно для четырехтактных двигателей, лодочные моторы не исключение.

Установка Кальмара возможна на плавсредства грузоподъемностью не более 350 кг (включая вес самой лодки). При максимальной загруженности скорость движения будет не менее чем 8 км/ч. Водомет Кальмар – удобный и мощный водометный агрегат, простой в эксплуатации, подходящий всем любителям рыбалки и туризма. Водометы российского производства представлены на рынке не только Кальмаром и его модификациями, но и такими моделями как Сталкер и др.

Ямаха 30 – это мотор для лодки подвесного типа, относится к группе двухтактных моторов мощностью от 2 до 30 лошадиных сил. Модели отличаются компактностью, небольшим весом, высокими эксплуатационными характеристиками и надежностью. Под водомет можно приспособить практически любую модель мотора Ямаха.

Водометы для лодок из ПВХ

На лодку ПВХ можно изготовить водомет собственными руками, для этого подойдут практически любые лодочные моторы, лучше всего подойдут модели с мощностью от 15 до 20 лошадиных сил. В продаже можно найти практически любой нужный вид двигателей, все зависит от потребностей, предпочтений и бюджета. Чем меньше весит лодочный мотор, установленный на такое плавсредство, тем лучше. Специалисты советуют использовать импортные двигатели.
В набор для изготовления водомета на ПВХ лодку входят следующие инструменты и материалы:

  • собственно лодочный мотор;
  • схема двигателя;
  • штуцеры;
  • редуктор;
  • фланец;
  • ступица;
  • аппарат для сварочных работ;
  • развертки водосборника;
  • входной фильтр;
  • клей.

Создавая водомет для лодки ПВХ, нужно учесть все рабочие моменты, которые могут повлиять на конечный результат. Все детали должны быть подобраны, их размеры просчитаны и определены. Для того, чтобы хорошо справиться с такой задачей нужно как следует подготовиться и иметь чертежи.

Существует множество статей и руководств на эту тему как в интернете, на форумах, так и в печатной периодике, посвященной вопросам данной специфики. Лодочные моторы, которые переделаны под водомет своими руками, являются предметом гордости своих владельцев.

На многих порталах и форумах, посвященных вопросам создания, проектирования, усовершенствования техники, есть советы о том, как использовать под водомет на лодку аналогичное устройство от гидроцикла, установив его на лодку.

Водометные насадки

Подвесные водометы или водометные насадки – более бюджетный вариант. Это набор комплектующих, который устанавливается на место прикрепления редуктора и гребного винта, и обычный мотор превращается в водометный. Разные лодочные моторы требуют свои виды насадок.

При установке мотора, на который прикрепили такую насадку, его устанавливают на 15 см ниже чем мотор с обычным гребным винтом, чтобы под водомет попадала вода. Еще лучше будет на транец добавить опору для мотора – надстраиваемый транец, с ним использование водометной насадки удобнее.

Водометные насадки можно использовать как водомет на лодку – казанку. Эти модели лодок изготавливаются из дюраля, являются очень легкими и быстрыми, поэтому использование мощных моделей водометов нежелательно, т.к. может привести попросту к опрокидыванию лодки при резком маневрировании. Но лодка – казанка с установленным на ней водометом небольшой мощности или водометной насадкой, становится еще более быстрой. Таким образом, водометная насадка или водомет подвесной, является более дешевым аналогом.

Где купить водометный лодочный мотор?

На рынке существует множество предложений, как от российских производителей, так и импортных вариантов водометных двигателей. Китайский водомет будет стоить гораздо дешевле японского. Множество предложений по самым разным ценам можно найти в интернет-магазинах.

Водометный лодочный мотор: назначение, варианты водометов на лодку

Водометный лодочный мотор давно привлекает внимание серьезных рыбаков. Этот силовой агрегат практически ничем не отличается от стандартного, винтового лодочного двигателя, за исключением того, что вместо винта у него водометная насадка. Рассмотрим, какой водометный лодочный мотор можно купить для надувной или каркасной лодки, его назначение и особенности эксплуатации.

Описание

Водометный лодочный мотор – это двигатель, работающий от силы набора и выталкивания воды. Он предназначен для безопасного хождения по мелководью, различных водных аттракционов, в качестве подруливающего вспомогательного устройства или как основной двигатель. Водомет используется как на лодках ПВХ, применяемых для передвижения по болоту или по глубоководью, так и на каркасных судах и катерах.

Рыбаки уважают водометный движитель за его низкий рабочий шум, возможность троллинга и спиннинга. Водомет удобен тем, что позволяет с комфортом менять направление движения лодки не только в направлении вперед-назад, но и влево-вправо, компактно припарковывать судно к берегу.

Водометы для рыбалки

Современный рынок водомоторики предлагает разнообразные варианты водометных лодочных моторов для рыбалки.

Yamaha 9.9 GMHS Jet

Это бензиновый, двухтактный, двухцилиндровый лодочный мотор водомет, обладающий мощностью 9,9 лошадиных сил. Двигатель отличается надежной сборкой рабочих деталей и механизмов, крепким корпусом с антикоррозийным покрытием и рабочим объемом цилиндра 246 кубических сантиметра. Водомет запускается от ручного стартера и управляется с помощью румпеля.

Читать еще:  Запеченная щука в фольге

Установка и регулировка водометного двигателя также осуществляется вручную. Поскольку вес японского агрегата составляет 45 кг, то сделать это будет не сложно. В комплекте к водометному мотору предоставляется выносной 24 литровый топливный бак и небольшой ремкомплект.

Mercury 25 ML JE

Мощный, бензиновый, двухцилиндровый лодочный двигатель, с мощностью 25 лошадиных сил и рабочим объемом цилиндра 430 кубических сантиметров. Водомет предназначен для установки на транец, высотой 508 мм, и отлично подходит для крупных лодок и катеров. Это ручной водометный движитель, который управляется с помощью румпеля. Установка, регулировка угла наклона – всё осуществляется вручную. Для такой мощности 56 кг веса силового агрегата вполне сносно.

Honda-Кальмар-М

Практичный, легкий и выносливый водометный лодочный мотор, мощностью 3,5 лошадиных сил и рабочим объемом одного цилиндра 49 кубических сантиметров. Управление, установка и регулировка водомета ручная. Он весит около 9 кг и отличается компактностью и удобством транспортировки. Движитель удобен для хождения по болоту, в качестве сподручного мотора для швартовки, а также для сплава в заповедниках и охраняемых территориях.

Медуза МС-3,5

Водометный лодочный мотор не только для рыболовов, но и охотолюбителей. Сердце водометного мотора составляет двигатель Honda GXV50. Это четырехтактный движитель бензинового действия, со встроенным баком, объемом 5 литров, которого пни средней скорости вполне хватает на 6 километров водного пути. Компактный водомет развивает скорость до 10 км/ч. Благодаря раздвижной, телескопической ноге лодочного мотора, этот силовой агрегат спокойно подойдет как для транца под 381 мм, так и для 500 мм. Отличительный признак этого водометного движителя – возможность вертикальной установки или транспортировки, что не свойственно многим 4-х тактникам. В остальном, мотор-водомет достаточно удобен и спокойно покоряет мелководья, болота и прочие водоемы.

Важное о водометах

Водометные лодочные моторы – отнюдь не идеальный способ хождения по мелководью. Стоить помнить, что вместе с водой в систему охлаждения, импеллер или водовод может затянуть песок, мелкий мусор и прочие частички. В случае постоянного хождения по мелководью может износиться ротор и стартер. Ну а за счет всасывания определенного объема воды увеличивается общий вес судна, так что легкого выхода на глиссирующий режим от этих движков ждать не стоит. Если сравнивать водометные лодочные моторы с земноводной техникой, то они похожи на вездеходы.

Видео

Видеосюжет демонстрирует возможности водометного движителя.

Обзор популярных моделей водометных лодочных моторов

Водомётные моторы часто напоминают принцип работы реактивного двигателя. Главным отличием выступает поток воды, поступающий из сопла водомёта. Отверстие, предназначенное для забора воды в водоток, располагается в нижней части.

Вода, находящаяся в водомёте, приводится в движение по трубе водотока благодаря импеллеру, который способствует разряжению водного потока. Проходя сквозь винт, поток ускоряет свой ход и полученное давление выплёскивает воду через сопло, диаметр которого достаточно узкий. Подобный принцип функционирования мотора приводит плавательное средство в движение.

Преимущества и недостатки

Основными преимуществами водомётов стали:

  • Отсутствие в устройстве деталей вращающегося типа, которые находятся в водной среде. Благодаря этому подводная растительность и ветки не оказывают негативное воздействие на вращающие движения импеллера. Можно не беспокоиться о возможном наматывании растительности на шнек, что приводит к поломке.
  • Быстрое прохождение мелководья и участков водоёма с большим количеством коряг и водорослей. Обыкновенные механизмы редко справляются с подобными препятствиями.
  • Полное исключение травматичности человека, плавающего около лодки от импеллера, так как он располагается в корпусной части двигателя.
  • Развитие высокого скоростного режима способствует увеличению КПД мотора.
  • Учитывая полное прилегание днища лодки к воде, можно быть уверенным в надёжности и управляемости даже на высоких скоростях. Даже при вхождении в крутые повороты лодка будет легка в управлении.
  • Водомёт с лёгкостью справится с разворотами на месте и может осуществлять передвижение бортовой частью вперёд.
  • Возможность экстренного торможения с минимальным уровнем тормозного пути.
  • Незначительная степень шумового эффекта при передвижении, что несомненно обрадует любого рыбака.

Основными недостатками мотора можно считать:

  • При развитии небольшого скоростного режима снижается КПД.
  • Дополнительным грузом для лодки становится вода, за счёт которой происходит рабочий процесс водомёта.
  • Вода, находящаяся в трубке двигателя, обладает турбулентностью и снижает мощность мотора.
  • Несмотря на лёгкое прохождение мелководных участков, стоит помнить, что это провоцирует лишнюю нагрузку на ротор и статор. В данном случае рассчитывать на длительный срок эксплуатации не стоит.
  • Ремонт водомёта требует значительных финансовых затрат.

Устройство и принцип работы

Главными составляющими водомёта являются винтовая часть и двигатель (внутреннего сгорания). Водовод сочетает в себе следующие элементы:

  • водозаборную часть – передняя область, способствующая перемещению воды к винтовой части;
  • спрямляющий аппаратный элемент, который трансформирует вращательные движения водных потоков в прямолинейные;
  • сопловой элемент;
  • кончик трубочки, сквозь который водные массы находят выход;
  • устройство реверсивно-рулевого типа, позволяющее производить смену направлений движения лодки (предусмотрен как передний, так и задний ход).

Импеллеры (винтовые элементы) могут быть разных видов:

Возьмите за правило, на каждой рыбалке, первым делом начинайте.

  • Осевой тип – максимально простой в изготовлении, однако КПД находится на низком уровне. Кроме того, наличие эффекта кавитации даёт возможность функционирования лишь на низких оборотах.
  • Осе-диагональный тип – рассчитан на моторы со средним количеством оборотов. Уровень КПД немного выше, чем у осевых импеллеров.
  • Диагональный и шнековый – современные разновидности винтов, которые изготовлены с учётом современных технологий. Главное преимущество обоих видов – высокий уровень КПД и возможность работы с моторами с наличием высоких оборотов.

Лодка приходит в движение после реактивной тяги, которая создаётся благодаря выбрасыванию водного потока с большой скоростью. Более детальный принцип работы выглядит следующим образом:

  • Водные потоки проникают в водозаборник, который располагается в передней части плавательного средства. Водозаборник включает в состав сетку, способную провести фильтрацию от водорослей и плавающего мусора. При конструировании водозаборника специалисты стараются обеспечить водному потоку ламинарное течение, что значительно улучшит общие характеристики мотора.
  • Импеллер производит отбрасывание воды назад, после чего она попадает в суженную часть, что ещё больше увеличивает скорость прохождения.
  • Лопатки спрямляющего аппарата оснащены своеобразной формой, способствующей оказывать незначительное сопротивление жидкости, которая движется навстречу. Спрямляющие аппараты могут быть разнообразной конструкции. Наиболее популярной из них является лопаточное поджатие. Именно эта разновидность конструкции позволяет спрямляющему аппарату одновременно выполнять функции соплового устройства.
  • Водные потоки попадают в сопловую часть (если спрямляющее устройство не выполняет эту функцию). Наличие небольшого проходного сечения позволяет преобразовать давление потока в скорость.

Популярные модели водометов

Водомётные моторы изготавливает небольшое количество предприятий. Наиболее популярными брендами водомётов стали:

YAMAHA (модельный ряд JET) – поистине выпускают оборудование высокого класса. Мощность можно выбрать на собственное усмотрение начиная от 40 л.с. и заканчивая 50 л.с. Агрегаты оснащены современными опциями, дистанционным управлением, электростартером. Стоимость на моторы, обладающие высоким уровнем надёжности находится в пределах 250 тысяч – 300 тысяч рублей.

Кальмар – обладает мощностью 2,5 л.с. Может развивать скорость до 15 км/ч (зависит от типа плавательного средства). Прибор, обладая высокой степенью надёжности, отлично подойдёт для рыбаков, которые используют лодки для ловли на небольших водоёмах. Стоимость Кальмара не превышает 60 тысяч рублей.

Tohatsu – обладает двухтактным двигателем и мощностью 2,5 л.с. Разнообразный модельный ряд включает также более мощные моторы, стоимость которых превышает 50 тысяч рублей. Довольно быстро развивает скорость, что несомненно является весомым преимуществом.

Сталкер – считается представителем невероятно лёгких моторов. Их вес обыкновенно не превышает 5 кг (сухая кондиция). Может развивать скорость около 8,5 км/час. Бензобак вмещает 900 мл топлива. Стоимость водомёта находится в диапазоне 22-30 тысяч рублей.

Отзывы об использовании

Приобрёл несколько месяцев назад двигатель Кальмар! Впечатления просто неописуемые. После того как поставил мотор на лодку, стал переплывать Волгу (а это почти 6,5 км) без всяких усилий и промедлений. Не мотор, а зверь!

Сын подарил водомёт Ямаха. Моему счастью нет предела! Любой водоём теперь мне по плечу – переплыву с лёгкостью. Лодка движется почти бесшумно, а при совершении вынужденного торможения тормозной путь весьма короткий, что не может не радовать. Теперь я могу наслаждаться рыбной ловлей сполна.

Заказав мотор Сталкер по интернету, я долго ждал заказ. Как только получил его сразу отправился на рыбалку для тестирования. Результатом доволен. Развивает весьма приличную скорость за короткий промежуток времени и весит совсем немного.

Кальмаром пользуюсь почти пять лет. За это время ни одной поломки. Работает как часы. С лёгкостью и быстротой пересекает любые расстояния! Считаю что это лучший из водомётов!

Водомётом пользуюсь достаточно давно. Бывал как на больших водоёмах, так и на мелководьях, болотистых участках. Работает довольно тихо, что совершенно не приводит рыбу в испуг. Расход топлива не превышает допустимую норму, разгон до 11 км/ч. Очень доволен мотором и советую всем знакомым рыбакам. Небольшая масса оборудования тоже немаловажное преимущество. По поводу эксплуатации никаких нареканий не было и надеюсь не будет.

Отец приобрёл несколько лет назад Кальмар. Видимо, ему попалась непригодная подделка, так как часто винт наматывал водоросли и мотор попросту переставал работать. Рыбалка не приносила абсолютно никакого удовольствия. Грешу на подделку, так как у знакомых Кальмары действительно не доставляют владельцам неудобств. Слаженная работа радует, а поломки практически не беспокоят.

Установка

Водомёты подлежат установке на суда быстрого хода (лёгкие), которые называются «глиссирующими». Подобные плавательные средства рассчитаны на развитие скорости не превышающей 60 км/ч. Изредка водомёты всё же могут устанавливаться на средние моторные суда, угол наклона донной части которых не превышает 20 градусов.

Однако, несмотря на наличие добавочной массы, стоит принимать и положительную сторону водомёта. В данном случае огромным преимуществом выступает отсутствие увесистой коробки передач. Её функцию выполняет реверсно-рулевой механизм.

При установке специалисты рекомендуют оснащать специальной (соединительной) муфтой участок между водомётом и двигателем. Это позволит обеспечить изоляцию функционирующего мотора, не принимая во внимание режим работы водомётного двигателя.

Читать еще:  Блесна pontoon 21

Насадки на моторы

Насадки для водомётов – это приспособления, позволяющие за несколько часов переделать обыкновенный мотор (подвесной) в водомёт. Насадки напоминают центробежные насосы, которые применяя импеллеры (рабочих колёс) сквозь водозаборник втягивают в двигательную часть водные потоки и выталкивают их с напором в противоположную от лодки сторону.

Главными преимуществами насадок для водомётов стали:

  • Наличие возможности подключения реверса на полном ходу, что даёт довольно мощный эффект тормоза.
  • Прибор не оснащён переключениями в редукторной части, что не приводит к быстрому изнашиванию мотора.
  • Простое техобслуживание.

Очень важно каждые 9-10 часов производить шпринцовку специализированной смазкой (водостойкой).

К недостаткам насадок на моторы можно отнести:

  • Снижение показателей мощности почти на треть.
  • Дороговизна деталей, что особенно важно в периоды проведения ремонтных работ.

Водомётные лодочные моторы – 6 лучших производителей

Лодка может пригодиться не только рыболову, но и охотнику и даже любителю водных прогулок. В основном они делятся на две большие категории: гребные и моторные.

Первые подходят для бесшумных и коротких прогулок: переплыть большое озеро при помощи весел затруднительно из-за значительной нагрузки на руки. Вторые помогают быстро добраться до места, не устав при этом.

Лодочные моторы могут быть самых разных видов: электрическими, работающими от аккумуляторов, подвесными, вмонтированными и другими.

Раньше большинство из них было винтовыми: двигатель внутреннего сгорания приводил мотор в движение, поворачивал винт, и лодка плыла вперед. В последнее время популярность начали приобретать водометные моторы.

Водометный мотор одновременно и похож, и непохож на привычный винтовой.

В упрощенной схеме последний работал следующим образом:

  1. В верхней наружной части мотора располагался двигатель внутреннего сгорания.
  2. При работе он приводил в движение коленчатый вал, идущий вертикально вниз.
  3. На нижнем конце коленчатого вала располагался гребной винт, который и толкал плавучее средство вперед.
  4. Винт заменен на сопло водомета, а коленчатый вал вращает не винт, а рабочее колесо или импеллер.

Принцип работы

Принцип работы немного похож на работу кондиционера: последний втягивает воздух, а затем выпускает его в помещение.

Здесь все происходит под водой через небольшую деталь – сопло.

Возьмите за правило, на каждой рыбалке, первым делом начинайте.

Она имеет широкое отверстие для забора воды и более узкое – для «выплевывания».

Благодаря этому водометный мотор легко двигает практически любую лодку.

Преимущества и недостатки использования

К достоинствам относятся:

  1. Отсутствие винта, что делает мотор более безопасным и прочным. Благодаря этому владелец не поранит купающихся рядом, не застрянет из-за запутавшихся на винте водорослях, а попадание камней в мотор не испортит его.
  2. К достоинствам также относятся простота и удобство управления лодкой.
  3. Отлично подходит для прохождения мелких или сильно замусоренных водоемов, так как сопло расположено намного ближе к днищу лодки, чем винт.
  4. Позволяет мгновенно затормозить, при этом тормозной путь намного короче, чем у винтового.
  5. Чем больше скорость, тем выше КПД.
  6. Шум от применения водометного мотора существенно ниже, чем при использовании винта, так как все происходит под водой.
  7. Благодаря этому мотору лодка легко разворачивается на месте и может даже двигаться вбок.

К недостаткам можно отнести следующие особенности:

  1. На невысоких скоростях КПД довольно низкое.
  2. Мотор необходимо регулярно прочищать от попавшего внутрь мусора, иначе он станет хуже работать.
  3. При использовании на заболоченном водоеме велика вероятность засорения внутренностей. Впрочем, при помощи винтового варианта проплыть там не получится вовсе.
  4. Высчитывая вес пассажиров и груза, необходимо прибавить вес проходящей через сопло воды.
  5. Стоимость самого мотора и его ремонта выше, чем у других моделей.

Особенности устройства водометного двигателя

Несмотря на кажущуюся простоту, водометные двигатели являются сложным устройством. Они должны быть выполнены в полном соответствии с техническими правилами и научным подходом.

Изготовитель не должен экономить на деталях, иначе он быстро выйдет из строя или не сможет правильно работать.

Выбирая модель, не нужно брать излишне дешевый вариант: может оказаться, что производитель использовал некачественные детали или не учел многие факторы.

Сам двигатель состоит из нескольких важных деталей:

  1. Водозаборное устройство (водозаборник или водовод): это труба, через которую внутрь попадает вода. Она должна свободно проходить внутрь и при этом не мешать движению лодки в какую-либо сторону. Чтобы вместе с водой в мотор не проникали камни и гальки, снаружи на него устанавливают решетку для фильтрации крупного мусора. При неправильном проектировании водозаборник начнет засасывать даже тяжелый мусор.
  2. Винт (рабочее колесо или импеллер): оно разгоняет воду и выталкивает ее обратно, приводя лодку в движение. Винт бывает осевым, диагональным, осе-диагональным и шнековым.
  3. Спрямляющий аппарат или контримпеллер: он расположен сразу за рабочим колесом. В его задачи входит возврат затраченной энергии в поступательное движение. Всего эта деталь может вернуть до 15% энергии.
  4. Сопло: эта деталь сжимает воду, преобразуя сжатие в скорость выброса. Для оптимальной работы требуется изменить поджатие сопла — это позволит настроить двигатель индивидуально.
  5. Реверсивное или рулевое устройство: оно помогает управлять лодкой. Представляет собой насадку на двигатель, которая двигает мотор, поворачивая судно. Рулевое устройство представляет собой поворотную насадку, реверсивное — заслонку, которая меняет направление выпускаемой струи в противоположную сторону. Последний вариант позволяет управлять лодкой, идущей задним ходом или на нулевой скорости.

Способы установки

Возможны два варианта установки, которые подходят для разных вариантов лодок:

  1. Вне корпуса лодки. Съемный мотор более популярен: он меньше и легче, кроме того при повреждении лодки не придется менять двигатель. Их устанавливают снаружи корпуса позади на лодках всех типов: надувных (они должны иметь прочную стенку, чтобы на нее можно было закрепить мотор), деревянных, алюминиевых.
  2. Внутри корпуса лодки. Это менее популярный способ. Он предполагает установку мотора на дно лодки с выводом водозаборного устройства наружу. Двигатель встраивают в саму лодку, а со стороны кормы проводят сопло для выпуска воды. Как понятно, эти лодки собирать и разбирать уже невозможно и в случае проблем менять придется все целиком.

Нюансы использования водометных насадок

Даже если на лодке уже стоит винтовой двигатель, можно использовать водометные насадки. Они крепятся вместо винта и редуктора и изготавливаются практически на любые существующие модели.

Они продаются вместе с инструкцией и необходимыми запчастями, так что установка не составит большого труда и займет не более пары часов.

Рейтинг популярных производителей

Рассмотрим некоторых производителей:

  1. YAMAHA. Это американская фирма, специализирующаяся на винтовых моторах линейки JET. Водометных моделей немного в основном они рассчитаны на использование водометной насадки на гребной четырехтактный мотор высокой мощности. Обычно их применяют в стационарном режиме на лодках, имеющих дистанционное управление. Объем двигателя цельных водометных двигателей колеблется от 250 до 2670 куб. см, количество цилиндров различно — от двух до четырех. В зависимости от модели мощность составляет от 20 до 105 л. с. Запуск осуществляется вручную или при помощи электростартера, управление ручное или дистанционное.
  2. Кальмар. Это небольшой мотор, предназначенный для коротких плаваний и легких лодок. В нем всего 2,5 л. с., что делает его неприспособленным под далекие путешествия. Однако если лодка нужна только для отплытия от берега и возвращения, этот вариант прекрасно подойдет: двигатель легкий, экономичный, надежный, имеет низкий уровень шума. «Кальмар» прост в управлении и не потребует специальных навыков. В основе модели лежит четырехтактный двигатель HondaGXV-50. Цилиндр один, объем двигателя — около 50 см 3 . Он способен развивать скорость до 15 км/ч, так что о дальних плаваниях лучше забыть.
  3. Tohatsu. Эта японская фирма существует уже более 80 лет. Она известна не только производством лодочных моторов, но и как производитель многих техник с двигателями внутреннего сгорания. Ее модельный ряд представлен многими вариантами, которые смогут удовлетворить любые требования. Они подходят и для коротких прогулок по небольшому водоему, и для дальних путешествий. Различаются двух- и трехцилиндровые модели, объем двигателя составляет от 430 до 1267 см 3 . Мощность моделей колеблется от 2,5 до 77 л. с., запуск может быть ручным и электронным, управление осуществляется дистанционно или при помощи румпеля.
  4. Сталкер. Прекрасный вариант для коротких переходов и легких лодок: модели весят не более пяти кг, и развиваются скорость до 10-15 км/ч. Небольшой бензобак и невысокая стоимость стали «визитной карточкой» фирмы: ее моторы доступны, надежны, долговечны и беспроблемные.
  5. Mercury. Более дорогостоящая фирма, отличающаяся высоким качеством и широким выбором моделей. Различаются двух- и четырехтактные двигатели с количеством цилиндров от двух до четырех и объемом двигателя от 430 до 1500 см 3 . Мощность составляет от 25 до 90 л. с., запуск осуществляется через электростартер или вручную. Управление дистанционное или ручное.
  6. Honda. Фирма известна во всем мире как производитель надежной техники разного назначения: автомобилей, мотоциклов, лодок и моторов для них. В основном все модели четырехтактные, на 2-4 цилиндра. Объем двигателя может достигать почти 2400 см 3 при мощности до 105 л. с. Управление у большинства моделей дистанционное, запуск осуществляется стартером.

Эксплуатация: советы и рекомендации

Некоторые рекомендации:

  1. Выбирая подходящую модель, необходимо четко понимать, как и где она будет использоваться: для дальних походов или для переправы на середину небольшого озера, на легкой одноместной лодке или деревянном транспорте с четырьмя пассажирами. Окончательный выбор во многом зависит от этого.
  2. Главный совет, который можно дать тем, кто впервые садится за «руль» водометного двигателя – не торопитесь сразу выходить в открытое плавание. Потребуется пара недель обучения, чтобы приноровиться к управлению также его необходимо зарегистрировать в ГИМС МСЧ России.
  3. Сделать его можно и самостоятельно, используя обыкновенный лодочный мотор. В процессе нужно быть осторожным и внимательно следовать инструкциям.
  4. Мотор можно также использовать как насос для откачки воды и во время дождя: осадки никак не влияют на его работу.
  5. Перед покупкой необходимо убедиться в полной комплектации двигателя: в комплект должны входить все детали, включая запасные, технический паспорт, устройство по эксплуатации.
Читать еще:  Как вывести опарышей в домашних условиях

Водомётные лодочные моторы

8 минут Автор: Сергей Елин 0

Водометный лодочный мотор – агрегат, приводящий плавсредство в движение создаваемой им реактивной силой водяного потока.

Состоит такой мотор из следующих частей:

  • Включающий от 1 до 4 цилиндров четырехтактный бензиновый двигатель с воздушным или водяным охлаждением. Мощность двигателя на водометных моторах колеблется от 2,0–2,5 л.с. на бюджетных моделях до 100–150 л.с. на моторах премиум класса.
  • Элементы управления – румпель с ручкой газа. Служат для изменения скорости и направления движения лодки. В моделях премиум класса румпель отсутствует, а управление мотором производится дистанционно при помощи специально расположенного рядом с рыболовом пульта.
  • Дейдвуд (нога) – расположенный между движителем и двигателем кожух с заключенным внутри него валом, передающим вращательные движения от двигателя на импеллер движителя. Также на дейдвуде установлена струбцина (фиксатор) для крепления мотора на транце лодки.
  • Движитель – рабочая часть водометного мотора, включающая в себя корпус с расположенными на разных концах водозаборной решеткой и соплом. Создает реактивную струю воды находящийся внутри корпуса движителя импеллер – расположенный вертикально или под небольшим углом гребной винт, приводимый в движение валом дейдвуда. При работе двигателя он засасывает воду через водозаборное отверстие и при ее прохождении тоннелем внутри корпуса, разгоняет поток до большой скорости, выбрасывая его, в конечном итоге, через сопло. Таким образом, получаемый при работе импеллера реактивный поток воды и движет лодку вперед.

Преимущества и недостатки

Данный вид моторов имеет как преимущества, так и недостатки.

К преимуществам относится:

  • Способность быстро маневрировать, поворачивать и разворачиваться
  • Возможность преодолевать мелководья, заросшие травой и закоряженные участки водоемов.
  • Безопасность – импеллер размещен внутри корпуса движителя и не может повредить, находящемуся вблизи лодки в воде купальщика или подводного охотника.
  • Устойчивость плавсредства – благодаря постоянному нагнетанию воды движителем, лодку как бы присасывает к поверхности водоема, благодаря чему она выдерживает крутые повороты даже на высокой скорости.

Кроме того, такая конструкция водомета позволяет избежать наматывания водорослей и травы на импеллер, его повреждение ветками и корягами.

К минусам подобного рода моторов следует отнести риск повреждения корпуса движителя при частом перемещении по мелководным и захламленным участкам, снижение КПД на высоких скоростях, высокая стоимость и дорогостоящий ремонт агрегата в специализированных мастерских и сервисных центрах.

Применение

Используют водометы рыболовы и любители речных прогулок на участках со средней и малой глубиной и большим количеством травы, коряг, камней. Благодаря использованию в конструкции закрытого винта и защищенного решеткой водозаборного отверстия он защищен от заклинивания при попадании внутрь крупных веток, камней и травы. Попадающая внутрь движителя вместе с потоком воды через водозаборную решетку мелкая трава и водоросли измельчаются импеллером и не оказывают влияние на работу мотора.

Важно. На скорость и безопасность передвижения лодки с водометным мотором влияет его установка. При правильном расположении плоскость водозаборной решетки должна быть находиться немного выше уровня днища лодки. В этом случае агрегат будет защищен от ударов о дно, камни и коряги. При заборе воды в нее не будет попадать воздух, который вызывает провалы и снижение мощности двигателя.

Водометные насадки

Водометные насадки на лодочные моторы – приспособления позволяющие при небольших затратах превращать винтовой мотор в водомет.

Состоит такая насадка из прочного корпуса (улитки) с соплом и водозаборной решеткой («интейк») и расположенного внутри него импеллера со специальной втулкой.

Принцип действия у такой насадки аналогичен с водометом – засасываемая импеллером через водозаборную решетку вода разгоняется внутри насадки до большой скорости и, выходя через сопло, обеспечивает движение плавсредства. Для торможения применяют специальную заслонку, перекрывающую сопло и обеспечивающую моментальную остановку лодки.

К основным преимуществам такого приспособления относится небольшая цена, простой и нетрудоемкий монтаж, повышение проходимости лодки с мотором по ранее недоступным мелководным участкам. К недостаткам, которыми обладают водометные насадки для лодочного мотора, относится сильное засорение интейка мелкой травой, сильное повреждение корпуса при неаккуратном перемещении по сильно закоряженным и захламленным мелководьям, тщательный уход и обслуживание импеллера и втулки.

Изготовление своими руками

Водомет можно не только купить, но и сделать своими руками . О том как можно изготовить подобный агрегат для лодок пвх из мотора для бензокосы и подручных средств рассказано в следующем видео.

Процесс изготовления такого водомета следующий:

  1. для двигателя из специальной высокопрочной стали делается вал;
  2. вал, вместе с 2 опорными подшипниками, помещается в защитный кожух из легкой алюминиевой трубы;
  3. на конце вала монтируется самодельная водометная насадка – вертикально расположенный импеллер в корпусе-улитке. Для того, чтобы вода не попадала из корпуса водометной насадки в кожух вала, ее герметизируют с помощью сальника.
  4. крепление такого водомета к транцу лодку осуществляется посредством привариваемой к кожуху вала струбцине.

Такой самодельный водометный мотор хоть и не будет развивать очень высокую скорость, но позволит все же эффективно форсировать мели и перекаты на реках, мелководные участки озер и водохранилищ.

Важно. Так как такой водомет имеет бак небольшой емкости, то для доливки топлива следует с собой брать канистры с запасом топлива: (5 л – при прогулке на небольшое расстояние, 10 л – для продолжительных и дальних плаваний).

Топ-3 дорогих моделей

Наиболее распространенными и популярными моделями водометов в среде рыболовов профессионалов и спортсменов являются следующие:

YAMAHA F JET 40

YAMAHA F JET 40 – надежный японский водомет от компании «YAMAHA» (Ямаха). Силовой агрегат представлен 3-цилиндровым 4-тактным бензиновым двигателем объемом 747 куб. см с принудительным электронным впрыском топливной смеси. Общая мощность двигателя составляет 40 л. с., на выходе водомета – 30 л. с. Мотор запускается с помощью электронного емкостного зажигания. Для управления оборотами двигателя и изменением направления движения лодки служит специальный дистанционный пульт. Охлаждение двигателя производится засасываемой через водозаборное отверстие водой. Топливный бак имеет объем 25 л. На максимальной скорости мотор расходует до 14,8 л/час. Вес мотора составляет 103 кг.

Подходит такой водомет для катеров и вместительных лодок при плавании по крупным и средним рекам, большим водохранилищам. Средняя его стоимость составляет от 450 000 до 500 000 рублей.

Tohatsu MD 25 Jet

Tohatsu MD 25 Jet – простой и надежный японский водометный лодочный двигатель от компании «Tohatsu» (Тохатсу). Оснащен водомет 2-цилиндровым бензиновым 2-тактным двигателем объемом 429 куб.см. Общая и полезная мощность двигателя равны 30 и 25 л.с., соответственно. Система запуска такого мотора – электронная (CDI). Управление – румпельное. Эффективное охлаждение обеспечивается подачей в рубашку двигателя засасываемой агрегатом забортной воды. Бензин заливается в топливный бак объемом 25 л. При максимальном расходе топлива 8,75 л/час, такой объем бака обеспечивает беспрерывное движение лодки в течение 2,5–3 часов. Весит такой мотор 59 кг.

Купить такой водометный мотор можно за 250 000–260 000 рублей.

Mercury ME JET 25 ML

Этот американский водомет оснащен 2-цилиндровым бензиновым, 2-тактным двигателем объемом 429 куб. см и мощностью 30 л.с. Выходная мощность агрегата составляет 25 л.с. Двигатель имеет достаточно надежную и простую систему ручного запуска, удобное румпельное управление, водяное охлаждение. Бензин заливается в топливный бак объемом 24 л. Максимальный расход топлива такого водомета составляет 8,0 л/час. Вес подвешенного на транец лодки мотора, без учета воды в системе охлаждения и самом корпусе водомета («сухой вес»), составляет 60 кг.

Приобрести такой водомет можно за 260 000–280 000 рублей.

Важно. Приобретать водометы именитых брендов лучше у официальных дилеров и проверенных продавцов. Более дешевые аналоги и подделки, по сравнению с оригиналами, будут иметь низкое качество и непродолжительную гарантию.

Если рассмотреть китайские водометы, то среди них наиболее популярны моторы серии «Golfstream» –
T30A BW JET 25 л.с. и T20 BW JET 20 л.с. Оснащены эти модели 2-цилиндровым 2-тактным бензиновым двигателем объемом 496 куб. см с электронным зажиганием, водяным охлаждением и карбюратором. Управляются такие водометы при помощи удобного и простого румпеля. Топливный бак – выносной, объемом 24 л. В отличие от аналогов японского и американского производства такие водометы имеет меньшую стоимость, приобрести их можно за 195 000–200 000 руб.

Каждый подвесной водометный лодочный мотор, описанный выше, устанавливают как на вместительные надувные лодки из ПВХ, так и на большие алюминиевые катера. Основным их недостатком является высокая цена.

Топ бюджетных водометов

Среди бюджетных моделей, подходящих для простой резиновой лодки, популярностью пользуются такие модели водометы:

«Сталкер-Джет»

Представляет собой легкий водомет американского производства, оснащенный одноцилиндровым 2-тактным бензиновым двигателем объемом 32,6 куб. см с воздушным охлаждением. Мощность такого силового агрегата составляет 1,6 л.с. Запускается мотор при помощи электронной системы зажигания. Для управления служит простой и удобный румпель. Встроенный в корпус мотора топливный бак объемом 0,9 л обеспечивает безостановочное движение лодки с таким водометом на протяжение 1 часа. Небольшой по весу (всего 5 кг) такой агрегат идеально подходит для надувных лодок. Средняя его цена колеблется от 15 000 до 16 000 рублей.

«Микроша-М»

Представляет собой сверхлегкий водомет, предназначенный для надувных лодок. Оснащен одноцилиндровым 2-тактным бензиновым двигателем объемом 30,5 куб. см, с воздушным охлаждением и ручным запуском. Небольшой топливный бак объемом 0,6 л встроен в корпус двигателя. Недостатком такого водомета является его большой для такой мощности вес – 10 кг. Приобрести такой агрегат можно за 12 000–13 000 руб.

Таким образом, водометные лодочные двигатели и выполняющие их роль насадки – хорошая альтернатива распространённым винтовым агрегатам. При передвижении же по мелководьям и сильно захламленным участкам водоемов благодаря своей конструкции и расположению на транце лодки они и вовсе являются единственным вариантом силового агрегата для плавсредства любого размера и типа.

Источники:

http://boatcity.ru/motor/tyuning-i-zapchasti-plm/vodomet-na-lodku.html
http://fisherinfo.ru/vodometnyj-lodochnyj-motor-naznachenie-varianty-vodometov-na-lodku.html
http://lakeking.ru/lodka/obustrojstvo/motor-vodomet.html
http://poklevok.net/transport/motor/vodomyotnye-lodochnye.html
http://intellifishing.ru/lodki/vodomyotnye-lodochnye-motory

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять